Коррекционная работа с детьми имеет свою специфику, так как проблемы имеют подчас менее длительную историю развития в силу относительно малого количества прожитых лет; к тому же развивающийся организм, личность ребенка имеют массу компенсаторных, адаптивных возможностей, что позволяет более гибко подходить к вопросам исправления искажений развития.
Большой вклад в разработку принципов организации коррекционной работы с детьми внес Л.С. Выготский. Именно он указал на первостепенную роль профилактических мер, направленных на предупреждение развития вторичных дефектов. Таким образом, основными направлениями коррекции развития являются :
- коррекция отклонений в психическом развитии;
- профилактика негативных тенденций личностного и интеллектуального развития.
Следует учитывать принципы построения коррекционной работы с детьми, к ним относится:
- принцип «нормативности» развития на основе учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
- принцип «коррекции сверху в низ» посредством создания зоны ближайшего развития ребенка;
- принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
- принцип единства диагностики и коррекции;
- принцип коррекции каузального типа, направленный на устранение самих причин, порождающих эти негативные явления в развитии ребенка;
- принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной работе.
Также существуют несколько видов коррекционных программ:
1. Общая модель коррекции. Это система условий оптимального возрастного развития личности в целом. Она предполагает расширение, углубление, уточнение представлений человека об окружающем мире, о людях и отношениях между ними, общественных событиях; использование различных видов деятельности для развития системности мышлениях. Оптимальное распределение нагрузки в течении дня, недели, года, учет и контроль за состоянием здоровья.
2. Типовая модель коррекции. Основана на организации практических действий на различных основах; направленна на овладение различными компонентами действий и поэтапное формирование различных действий.
3. Индивидуальная модель коррекции. Включает в себя определение индивидуальных психических характеристик, интересы, степень обучаемости, выявление ведущих видов деятельности и тогда разработка коррекционной программы индивидуального развития.
Психологическая помощь детям с СДВГ.
Программа коррекции должна включать как работу с основными признаками( гиперактивность, импульсивность, нарушение внимания), так и с вторичными признаками.
И.П. Брязгунова и Е.В. Касатинова утверждают что ведущая роль в коррекции СДВГ отводят поведенческой психотерапии. В качестве основных методов воспитания предлагают поддержку и вознаграждение так как к негативным методам воздействия дети с СДВГ невосприимчивы они вызывают обратную реакцию и лишь усугубляют проблемы.
Пошаговая модель поддержки гиперактивного ребенка включает в себя следующие этапы:
1. Ежедневно перед ребенком ставить конкретную цель, которую он должен реализовать. Она должна быть четко сформулирована.
2. Необходимо заранее продумать способы поощрения, которые будут стимулировать усилия ребенка, также и наказания.
3. В конце дня необходимо проанализировать поведение ребенка. Оценить степень достижения цели.
4. Систематическое фиксирование изменения в поведении и личности ребенка.
Статьи по теме:
Показатели уровня развития познавательной активности
Умственное развитие учащихся, являясь основным показателем эффективности любого метода или процесса обучения, тесно связано с познавательной активностью и самостоятельностью, уровень развития познавательной активности и самостоятельности характеризует познавательные возможности человека, и вместе с ...
Понятие познавательной активности
Активность является важнейшей характеристикой личности и ее деятельности. В обучении активность личности является одной из основных предпосылок достижения целей обучения и воспитания, общего и профессионального развития личности специалиста. Понятие активность в сфере научных знаний определяется не ...
Метод рассказывания
На протяжении второй половины XX в. дети были практически лишены тех традиционных способов общения со взрослыми, которые существовали веками: исполнения колыбельных песен, слушания сказок, бывальщин и быличек, участия в земледельческих праздниках, хороводах, ярмарках. Меткое слово, смысл которого р ...