Ценности педагогики не существует в изолированном пространстве. Социально-духовные сферы разных стран влияют друг на друга. Кризис или подъем в одних вызывает соответствующие изменения в других, поскольку все локальные подсистемы культуры (и образование в том числе) составляют открытую и динамическую систему, где развитие отдельных элементов естественно ведет ее трансформации в целом.
Видоизменение мировой системы образования происходит постоянно, особенно в условиях обострения региональных кризисов, поэтому не случайна озабоченность ученых и практиков воспитания вопросами очередного выбора пути.
Социокультурные характеристики современного кризиса связаны с ломкой прежних отношений между субъектами культурной деятельности. В сфере образования такая ломка вызвана еще и проявлением принципиального нового понимания образования как личностно-ориентированной культурной деятельности, о чем мы упоминали выше.
«Альтернативная система повышения квалификации педагогов начала готовить школьных психологов и классных воспитателей по специальным методикам воспитания, которые способствуют развитию у педагогов, нового понимания образования. Опросы, проведенные в их среде показали, что для них ведущей основной задачей является личность ребенка и основной задачей – создание условий для свободного развития его индивидуальных способностей (душевных и физических, творческих и репродуктивных, общекультурных и специальных). Педагоги нового поколения, безусловно принимают личность ребенка и строят свою деятельность на его поддержке и защите».
Значительный вклад в исследование культурных основ педагогики внесли отечественные философы и психологи – М.М.Бахтин (его идея диалога культур), В.С.Библер (культура как диалог), А.С.Выготский (культурно-исторический подход к развитию личности), а также Э.С.Маркарян,Г.С.Батищев и М.М.Мамардашвили (представление о культурном поле самой личности и круге ее общения). Их работы укрепили практическую ориентацию отечественной школы культурной антропологии, обусловили ее связь с современной педагогикой. Появились и новые культурологические проблемы в образовании.
«Сложная социокультурная ситуация делает актуальным развитие прежде всего нравственных основ личности, ее ориентации на другого и других, формирование Я – доминантного, как говорил Г.С.Батищев. Именно здесь основная сфера децентрации личности ребенка, выхода ее за пределы собственного внутреннего мира в пространство свободного саморазвития другого и других».
Толерантность «Я – другодоминантного» позволяет личности действовать свободно, а свободное действие – это проявление своей ограниченности.
Так начинается воспитание демократической культуры и демократического сознания личности, терпимости и человечности, понимание и понятия другого.
Новые реалии воспитания осмысливаются в контексте знания, накопленного различными направлениями антропологии (философской, культурной, социальной, исторической, педагогической, религиозной). Современной педагогике подчас становится тесно в рамках собственных теорий. Философия педагогики, антропология и педагогическая психология совместными усилиями разных школ вышли на расширение представлений о концептуальных основах воспитания.
Если раньше концепции воспитания находили свое теоретическое обоснование, в основном, в философии и психологии, то теперь возникает потребность в привлечении других сфер гуманитарного знания, прежде всего культурологии. Это вызвано не только потребностью культуроспособности образования, но и всем ходом развития реформ и самого гуманитарного знания.
«Выделяется новый взгляд на все богатства соотношений образования и культуры:
- на культуру индивидуального образования и дифференцированного подхода к обучению;
- на культурное содержание и технологии развивающего, личностно-ориентированного обучения;
- на культурные модели учебных заведений и культуру управления ими;
- на культуру общения и предметных контактов учителя и ученика;
- на педагогическую (профессиональную) культуру самого педагога;
- на индивидуальную культурную деятельность ребенка, в которой происходит его культурное самоопределение;
- на культурную среду школы;
Статьи по теме:
Методические рекомендации по изучению раздела «кулинария» с применением
информационных технологий
Сырники - это вкусное и популярное блюдо из творога. Помимо творога для приготовления сырников используют яйца, муку и сахар, затем придают форму небольшой лепёшки и обжаривают с двух сторон на сковородке, запекают в духовке или отваривают. Почему сырники получили такое название? Ведь их делают не ...
История деятельности Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования детей города Новосибирска Центр внешкольной работы
«Галактика»
Центр внешкольной работы «Галактика» - это крупнейшее учреждение дополнительного образования Дзержинского района города Новосибирска. Старое название: Районный дом пионеров и школьников. Районный дом пионеров и школьников создан для организации свободного времени детей, подростков и юношества в фев ...
Коммуникативно-ориентированный подход в обучении грамматики
В соответствии с главной целью обучения иностранным языкам, когда в качестве конечного результата рассматривается рабочее владение языком, умение использовать его в реальных ситуациях общения для достижения взаимопонимания собеседников, разрабатываются и новые направления в преподавании грамматики, ...