Коррекция фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи

Аналитическое образование » Развитие фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи » Коррекция фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи

Страница 3

Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.

На начальных этапах предусматривается работа по нормализации моторики артикуляторного аппарата - логопедический массаж, логопедическая гимнастика. Обязательна работа по укреплению голоса и дыхания. Обязательным элементом логопедической работы является развитие мелкой моторики рук.

Таким образом, людям (педагогам, логопедам и родителям), работающим с детьми, имеющими нарушения произносительной стороны речи, рекомендуем следующие коррекционные мероприятия:

1.Основное внимание логопеда должно быть направлено на развитие подвижности артикуляционного аппарата.

2.Учитывать личностные особенности детей.

3.Сочетать дифференцированный артикуляционный массаж и гимнастику с логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.

4. Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематичности проведения.

5.Использовать изложенную выше методику исправления звукопроизношения, но требует больших сроков и последовательного применения системы специальных упражнений, а также работы над речью в целом и над личностью ребенка.

6. Решать задачи логопедического воздействия:

а) преодолеть имеющиеся нарушения речевой моторики;

б) преодолеть, затормозить неправильные речевые навыки;

в) создать взамен их новые – правильные;

г) закрепить новые навыки до степени автоматизации.

7. В логопедической практике использовать несколько видов массажа:

1)дифференцированный (активизирующий или расслабляющий) массаж,

основанный на приемах классического массажа;

2)точечный массаж, т.е. массаж по биологически активным точкам (активизирующий или расслабляющий);

3)массаж с применением специальных приспособлений или «зондовый» массаж (логопедические зонды, шпатель, зубная щетка, игольчатый молоточек, вибромассажер и т.п.);

4)элементы самомассажа;

5) дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой).

Совместная работа логопедов, родителей и педагогов будет успешна.

Наше логопедическое исследование состояло в изучении развития фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи (дислалией, дизартрией, ринолалией), в количестве 4 человек, учащихся МБОУ СОШ №95 г.Ельца, Липецкой области. Методики исследования разработаны на основе существующих методик обследования детей с нарушениями речи таких авторов как Волкова Г.А., Лопатина Л.В., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Серебрякова Н.В., Лалаева Р.И., Тищенко В.В., Ермаковой И.И

Этапы логопедического обследования были следующими:

а) динамическое обследование (уточнение состояния фонематического слуха, высших психических функций, отграничение дислалии от других видов нарушений);

б) установление контакта (формирование осознанного желания обучаться, усвоение правил поведения на занятиях…);

в) составление индивидуального перспективного плана занятий, определение последовательности в исправлении звуков, определение последовательной и параллельной работы над звуками.

По результатам исследования мы выяснили, что девочка с дислалией Марина У. превосходно справилась с заданиями по проверке фонематических процессов, имеет лёгкую степень дислалии без ФФНР. Результаты обследования Николай С. показали, что при проверке фонематических процессов, было допущено много ошибок, характерных для тяжёлой степени дислалии с ФФНР.

Ребенка (Карина Н.), имеющего дизартрию, выдавал «диагноз на лице», который виден визуально, без специального обследования. Прежде всего, это маловыразительная мимика, лицо амимично, наблюдалась сглаженность носогубных складок, рот часто приоткрыт из-за пареза круговой мышцы, дискоординация общей моторики, ручного и орального праксиса, в результате — смазанность произношения. Для неё была характерна быстрая утомляемость, истощаемость нервной системы, низкая работоспособность, нарушение внимания и памяти. Характер речевых расстройств находился в тесной зависимости от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции – диагноз ФФНР, дизартрия.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Технология изображения пейзажа в зависимости от времени года
Каждое время года обладает в природе своей собственной игрой красок. Возьмем, например, синеву неба. Весной она кажется ясной и прохладной, в жаркие летние дни покрыта легкой дымкой, а ясными осенними днями сияет почти теплой голубизной. Для весенней листвы деревьев характерен свежий сияющий зелены ...

Теоретическое занятие как прием восприятия текста
Этот вид занятия дает возможность учителю познакомить детей с теми теоретическими понятиями, которые доступны им, являются частью субкультуры детства, способствуют восприятию текста. Это такие понятия, как рифма, сравнение, сопоставление, эпитет, олицетворение, такие жанры, как сказка, стихотворени ...

Содержание среднего образования
В 1870-1872 гг. были созданы три основных и наиболее распространённых типа общеобразовательной средней школы, которые просуществовали в Сибири с известными изменениями до их ликвидации в 1920-1921 гг. Классическая гимназия являлась привилегированной средней школой с восьмилетним курсом обучения, ре ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru