Личностно-ориентированный подход к музыкально-образовательному процессу в условиях интегрированного урока музыки

Аналитическое образование » Педагогические основы личностно-ориентированного обучения младших школьников в условиях интегрированного урока музыки » Личностно-ориентированный подход к музыкально-образовательному процессу в условиях интегрированного урока музыки

Страница 1

Выдвижение педагогической наукой на рубеже XX и XXI вв. новой парадигмы образования – личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении детей, обусловило поиск новых путей его реализации, разработку, апробацию и внедрение адекватных педагогических технологий во всех предметных областях. Как отмечалось выше, первостепенными ценностями становятся уважение к ученику как партнеру в образовательном процессе, отношение к ребенку как к субъекту учебно-воспитательной работы, учет интересов личности ученика и его возможностей, способностей, склонностей, демократический стиль взаимоотношений учителя и ученика и т.п. Наибольшими возможностями в достижении этих ценностей, на наш взгляд, обладают уроки предметной области "Искусство", в том числе уроки музыки. В развитии личности ребенка средствами музыкального искусства можно выделить несколько направлений – развитие эмоциональной сферы, направленность на учебные возможности каждого ученика, опора на успех в достижении положительных учебных результатов, развитие музыкального мышления, создание условий самореализации, самостоятельности ученика, раскрытие субъектного опыта ученика, развитие музыкальных способностей в различных видах музыкальной деятельности и связанного с этим развития волевой сферы личности. В то же время педагогическая наука и практика определили ряд негативных моментов, затрудняющих достижение поставленных целей:

предметам эстетического цикла в общеобразовательных школах по-прежнему отводится второстепенная роль (достаточно вспомнить непрекращающиеся дискуссии по поводу педагогической оценки на уроке музыки – "отметка" или "зачет-незачет");

высокие цели и сложные задачи, вытекающие из новой парадигмы и встающие перед музыкальным воспитанием, и, до смешного, малое время, отводимое на урок музыки – один час в неделю. Как же и, самое главное, когда учитель может противостоять потоку квазиискусства, обрушивающегося на молодое поколение?;

предельное, хоть и объясняемое экономическими трудностями, сокращение времени на внеклассную воспитательную работу;

слабая материально-техническая и кадровая обеспеченность музыкального образования в общеобразовательных школах.

Результатом такого пренебрежения к музыкальному воспитанию стало усиление разрыва между общеобразовательной школой и искусством, проявление у большинства молодежи тотального культурного нигилизма относительно классического искусства. Наметившийся в последнее время чрезмерный крен в сторону престижных (денежных) профессий опасен многими тупиками личностного развития. На наш взгляд, противостоять этому, дополнять и уравновешивать прагматизм может общение с искусством, которое через свою гуманистическую направленность способствует духовному становлению и развитию личности ребенка, присваивающего вечные человеческие ценности – любовь, красоту, добро, достоинство. Важно отметить при этом, что общение с музыкальным искусством на уроке позволяет ненавязчиво, легко, на положительном эмоциональном фоне организовать взаимодействие ума, воли и чувств школьника, т.е. тех глубинных интеграционных процессов, которые являются результатом деятельности целостной личности.

Различные виды музыкальной деятельности на уроке связаны в первую очередь с эмоциональной, чувственной сферой ребенка, они не отягощены необходимостью точного запоминания большого объема учебной информации и последующего ее воспроизведения, дают возможность смело высказывать свои мысли об услышанном музыкальном произведении, предлагать различные варианты его исполнительской интерпретации (при всей условности в данной ситуации термина "интерпретация"), благоприятные условия для развития познавательных и творческих способностей. В данной связи перед нами были поставлены следующие задачи:

на теоретическом уровне определить возможность реализации личностно-ориентированного подхода к музыкально-образовательному процессу в условиях интегрированного урока музыки (по программе С.Л. Долгушина "Мир музыки", 1-4 класс);

в контексте опытно-экспериментальной работы проверить эффективность выявленных методов;

При выявлении условий способствующих реализации личностно-ориентированного обучения в рамках рассматриваемой программы мы руководствовались следующими тезисами, сформулированными на основе содержания первой и второй главы исследования:

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Цель обучения иностранным языкам как социально-педагогическая и методическая категория на старшем этапе обучения иностранному языку
Как известно, цель понимается в психологии как осознанный образ будущего результата действия. Это даёт основание сформулировать цель применительно к обучению иностранным языкам как осознанно планируемый результат преподавания и изучения языка и культуры. Цель обучения является важной социально-педа ...

Теоретические основы
Теоретико-методологическая основа исследования: методические и научные исследования предметно-игровой среды Л.С.Выготского, М.И.Лисиной, С.Л.Рубинштейна, и других, концептуальные положения организации детских игр Б. Б. Ананьева, Е. Ф. Рыбалко, А.Валлона, А.Н.Леонтьева, Н.Н.Подъякова, Д. В. Менджери ...

Содержание работы по формированию пунктуационных навыков у учащихся начальной школы
Традиционная программа. Формирование пунктуационного навыка – процесс длительный и начинается в период обучения грамоте, но имеет свои особенности в зависимости от программы обучения. Обучаясь по традиционной системе 1-4-Рамзаева или Зеленина, Хохлова и “Букварь” В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru