воспитание у детей отношения к звуку, слову, жесту, движению как к игровому материалу, которое создает фундамент для драматизации, и в целом – для творчества;
формирование навыков взаимодействия, которые обеспечивают коллективно-распределительный характер элементарной импровизации.
Таким образом, основными составляющими полихудожественной деятельности на уроках музыки являются активные формы элементарного музицирования: пение, игра на орф-инструментах, речевые упражнения, движение ("пластический жест") и театрализованная игра.
Рассмотрим особенности процесса реализации метода элементарного музицирования в 1 классе на конкретном примере разработки уроков, предварительно определив основные педагогические задачи освоения темы и ее краткое содержание.
Среди задач:
формирование представлений о средствах выразительности музыки (мелодия, лад, длительность, ритм, тембр, динамика, темп,) и других видов искусства (живописи, литературы, поэзии, танца);
развитие умений и навыков эстетического восприятия – сопереживания искусства и пробуждения на этой основе потребности и способности к продуктивному самовыражению в процессе музыкальной полихудожественной деятельности;
формирование художественно-образного мышления учащихся в процессе продуктивной музыкальной и полихудожественной деятельности;
развитие мелодического мышления и ощущения формы в процессе игр, творческих упражнений на звуковысотных элементарных музыкальных инструментах (ксилофонах, металлофонах, колокольчиках);
привитие навыка мелодизации текста и выбора мелодического остинато и бурдона на орф-инструментах.
В содержании темы хотелось бы сделать акцент на:
освоении выразительных особенностей музыкальных интонаций адекватных данному художественному образу;
воплощении художественного образа в музыке и других видах искусства через собственную творческую деятельность;
определении музыкального образа произведения, настроения героя;
поиске аналогов эмоционального настроения произведения в собственных жизненных ситуациях;
мелодической импровизации в форме рондо (в пределах пентатоники на фоне мелодического остинато и бурдона;
пении, движении под музыку, активном включении элементов театрализации.
Ниже рассмотрим фрагменты уроков в 1 классе.
Тема: "Волшебство музыки", 3 четверть, уроки 15-18 (фрагменты).
Урок 15.
Учитель. Смотрите, ребята! На доске у меня изображен гном-художник. (Гном в красочном костюме, в одной руке у него палитра, в другой – кисть).
Какой характер у гнома?
Дети. Веселый, задорный, хитрый…
У.: Похож ли он на гнома М.П. Мусоргского?
Д.: Нет. У Мусоргского он злой и очень трусливый.
У.: А давайте вместе сочиним сказочную историю про гнома-художника.
(Дети сочиняют свои истории. Учитель обобщает результаты творческого задания и предлагает лучший вариант).
У.: В волшебном лесу жил гном. Но он был совсем один одинешенек, потому что у гнома не было друзей. Однажды в старом чулане он обнаружил краски и кисточку. Он сдул с них пыль, и они как-то необычно прозрачно зазвучали, зазвенели. Дело в том, что эти краски были… волшебными. Волшебство их заключалось в следующем: все, что было нарисовано красками – оживало. Гном перестал грустить и нарисовал волшебными красками себе друзей: белку, ежика и птичку. И случилось чудо: они ожили. Все обрадовались, стали петь и танцевать.
А вот сейчас, мы выберем музыкальные инструменты, которые могли бы своим звучанием наиболее точно передать образ наших героев. (Выходит на характер персонажей).
В процессе поиска обращалось внимание на мотивацию выбора музыкального инструмента, его соответствие персонажу.
У.: Итак, наших героев озвучивают такие музыкальные инструменты:
Гном – альтовые колокольчики.
Волшебные краски – металлофон-альт.
Птичка – колокольчики-сопрано.
Белка – фортепиано.
Ежик – ксилофон-сопрано.
Но скажите, ребята, какой музыкальный инструмент, из тех, что есть в нашем классе, способен изобразить сказочное превращение рисунков в живых героев?
Д.: Треугольник, тарелка, колокольчики.
У.: Конечно, колокольчики. Ведь этот удивительный музыкальный инструмент звучит очень прозрачно и волшебно. И сказка у нас получилась светлая и очень добрая.
Учитель предлагает учащимся в качестве домашнего задания попробовать сочинить текст для песенок героев (две строчки) и подумать, о чем же они могут петь.
Урок 16.
Статьи по теме:
Проблема оптимальных
сроков начала развития творческих способностей.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого р ...
К вопросу о формировании универсальных учебных действий в процессе преподавания элективного курса по математике
В последние годы наблюдаются общемировые тенденции перехода от индустриального к информационному обществу, в связи с чем выдвигаются новые требования к системе образования. Стратегическая задача развития школьного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на ...
Результаты исследования психологических особенностей взаимодействия с детьми-сиротами
и детьми, оставшимися без попечения родителей
По проведённым методикам «Тест школьной тревожности» Филипса, тест «Прогрессивные матрицы» Равена, были получены следующие результаты. По методике « Изучение учебной мотивации школьников» М.И Лукьянова, Н.В. Калинина среди воспитанников детского дома выявлено: с очень высоким уровнем мотивации обуч ...