Сущностная характеристика понятия межкультурной компетенции

Аналитическое образование » Методика использования учебных видеофильмов на уроках английского языка » Сущностная характеристика понятия межкультурной компетенции

Страница 4

Возможность для школьников общаться с зарубежными сверстниками повышает мотивацию, расширяет их кругозор. Бесценной, безусловно, является аутентичность коммуникации. В процессе общения со сверстниками за рубежом вместе с языком усваиваются культурно-этические нормы поведения, свойственные носителям языка (умение внимательно слушать собеседника, быть доброжелательным, тактичным), правила и нормы поведения, принятые в данном обществе.

Большое значение в воспитании детей, в расширение их кругозора приобретают лингвострановедческое направление в преподавании иностранного языка, целью которого является не только научить языку как форме выражения, как средству коммуникации, но и одновременно ознакомить школьников с культурой в том ее виде, как она опосредована языком.

Возможности осуществления данного подхода в значительной степени способствует наличие богатых аутентичных материалов (учебников, видео фильмов, периодической литературы, энциклопедических справочников, создаваемых в странах изучаемого языка), на основе которых осуществляется обучение. Работа с данными материалами предоставляет возможность не только для расширения кругозора школьников за счет познавательной информации, но и для воздействия на интересы, чувства и эмоции (посредством формирования ценностной ориентации, личного отношения к содержанию). Это связано с процессом самовыражения и самопознания, так как предполагает соотнесение извлекаемой информации с собственным жизненным опытом.

Выдвижение в качестве стратегической цели обучения иностранному языку (ИЯ) развития у обучаемых способности к общению на ИЯ на межкультурном уровне в полной мере отражает общую направленность современной школы на личность ученика. Реализация этой цели поможет школьнику найти свое место в современном ему обществе, познакомиться с мировой и национальными культурами. Основанием для этого утверждения служат следующие положения:

1. Способность к общению, которая затрагивает сферу социальных отношений между людьми, самым естественным образом имеет «выход» на личностные качества учеников, позволяющие им успешно взаимодействовать друг с другом, с взрослыми, с различными средствами массовой информации, независимо от того, на каком языке или в какой предметной области это взаимодействие протекает. Следовательно, данная способность, будучи универсальна качеством личности, имеет общепедагогическое звучание и должна выполнять организующую и интегрирующую функцию в школьном образовании, т.е. объединять все учебные предметы в упорядоченную систему.

2. В свою очередь, способность к общению на иностранном языке предполагает развитие у обучаемых определенного комплекса свойств и личностных качеств, благоприятствующих овладению ИЯ и его практическому использованию как средства ознакомления с другой национальной культурой (в широком понимании этого термина) и средства общения с носителями другой культуры. Таким образом, школьник не только овладевает еще одним способом общения, но и приобщается к иному культурному наследию, что формирует его как личность, принадлежащую к определенному языковому и культурному сообществу, а также развивает его общечеловеческое сознание.

3. В отличие от ранее предпринимаемых попыток объединить цели обучения ИЯ и общие задачи образования преимущественно через учебный материал (язык, сведения о культуре), определение в качестве стратегической цели обучения предмету развития у обучаемых способности к общению дает возможность выйти за узкие рамки языковых аспектов обучения в область личностных отношений учащихся друг к другу, к содержанию обучения, к окружающей их действительности, к культуре страны изучаемого языка и др. Это, в свою очередь, создает особое «педагогическое поле» для развития личностных качеств обучаемого, его интеллектуальных и познавательных возможностей, эмоций, готовности к общению в различных видах группового и коллективного взаимодействия.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Использования средств изобразительного искусства для развития воображения
Основной мотив творческой деятельности в начальной стадии ее формирования заключается для ребенка в самом процессе выражения чувств. Несколько позже ему свойственны сознательные поиски средств выражения, но у многих детей возникает разочарование в изобразительной деятельности, поскольку уровень их ...

Программа образования и воспитания МДОУ «Детский сад № 165»
Детский сад работает по комплексной программе «Детство». Программа «Детство» является результатом многолетней научно-исследовательской работы коллектива кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. В ее основу легли теоретические взгляды ...

Влияние педагогического общения на межличностные отношения подростков
межличностный отношение подросток коллектив эмоциональный Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление вни ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru