Содержание работы по формированию пунктуационных навыков у учащихся начальной школы

Страница 2

В третьем классе (учебник “Русский язык” А.В. Поляковой) продолжается работа по усвоению детьми взаимосвязей между целью, содержанием и формой высказывания. Создание речевых ситуаций: посещение, какого – либо предприятия, выставки и т.д. Придумывание ситуационных игр. Правильное использование игр, слов, интонации, темпа речи, силы, тембра голоса, жестов, мимики. Речевой этикет в ежедневной системе общения.

К концу третьего класса дети должны знать: сложное предложение, союзы в сложных предложениях, прямую речь, знаки препинания в ней. Должны уметь: распознавать виды предложений, ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, а также – в сложных.

Программа “Школа – 2100”. Формирование пунктуационного навыка у учащихся начальной школы по программе “Школа – 2100” идет следующим образом.

В период обучения грамоте (учебник “Моя любимая азбука” Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной) дети знакомятся с постановкой точки, запятой, вопросительных и восклицательных знаков, а также многоточием (что отличает данную программу от традиционной) на практическом уровне, а также с тире, запятой, двоеточием, кавычками при чтении текстов с этими знаками препинания. Особое внимание уделяется выразительному чтению с соблюдением пауз и интонации, соответствующих знакам препинания.

В первом классе дети знакомятся с повествовательной, вопросительной, восклицательной интонацией, учатся пунктуационно правильно оформлять предложения на письме (писать первое слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, вопросительный или восклицательный знаки), читать и произносить предложения, тексты с правильной интонацией.

Во втором классе учащиеся знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными; восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях. Знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления, узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без них. Начинают формироваться умения ставить запятые в предложениях с однородными членами. Обращается внимание детей на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно понять написанное, то есть помогают письменному общению. Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.

Итак, обучаясь по данной системе, дети знакомятся с употреблением точки, запятой, восклицательным и вопросительным знаками, а также узнают несколько случаев постановки запятой на основе смысла предложений, их интонации и понимания их структуры. Но в своей практике дети нуждаются в знании правил оформления прямой речи (кавычки, тире), нередко они пользуются двоеточием, многоточием реже скобками, точкой с запятой. Со всеми знаками они встречаются в процессе чтения книг, и осознание ситуации их употребления идет практически.

Проанализировав программу традиционного общения, программу развивающего обучения и программу “Школа – 2100”, можно сделать вывод, что развитию пунктуационных навыков в них уделяется гораздо меньше внимания, чем развитию орфографического, речевого навыков. Это объясняется тем, что учащиеся начальной школы еще не имеют достаточных грамматических знаний для глубокого знакомства с пунктуацией. Но во всех трех программах заложены основы изучения пунктуации и формирования пунктуационного навыка в средней школе. Уделяется внимание отработке выразительного чтения предложений, разных по цели высказывания и эмоциональной окрашенности, предложений и текстов, в которых встречаются разные знаки препинания. Интересно, что программа “Школа – 2100” предусматривает уже в период обучения грамоте знакомство не только с точкой, запятой, вопросительным и восклицательным знаками (как в традиционной системе обучения), но и с многоточием. Этот знак препинания встречается в ряде текстов, отрабатывается интонация чтения предложений с многоточием на конце.

В системе развивающего обучения дети получают более полное представление о знаках препинания. Так как в этой системе обучение ведется на более высоком теоретическом уровне, программой предусмотрено не только практическое знакомство с классификацией предложений, но и усвоение детьми таких понятий, как “повествовательное”, “побудительное”, “восклицательное” предложения уже в первом классе. В нетрадиционных программах шире круг изучаемых пунктограмм. Если в традиционной системе обучения изучается только две пунктограммы: “Знаки препинания в конце предложения” и “Запятая при однородных членах предложения”, в системе развивающего обучения и в программе “Школа – 2100” к ним добавляются ещё две “Запятая в сложном предложении” и “Знаки препинания при прямой речи”.

Страницы: 1 2 


Статьи по теме:

Электронные наглядные средства обучения на основе современных компьютерных технологий
В школьном образовании всегда применяли и до сих пор применяют самые разные виды наглядности. Роль их в процессе обучения исключительна. Особенно в том случае, когда использование наглядных средств не сводится к простому иллюстрированию с целью сделать учебный курс более доступным и легким для усво ...

Сенсорное воспитание в детском саду
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем ...

Общая характеристика физической подготовленности детей школьного возраста
Физическая подготовленность является результатом физической активности человека, его интегральным показателям, так как при выполнении физических упражнений во взаимодействие вступают практически все органы и системы организма. Для исследования физической подготовленности детей школьного возраста ис ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru