Содержание работы по формированию пунктуационных навыков у учащихся начальной школы

Страница 2

В третьем классе (учебник “Русский язык” А.В. Поляковой) продолжается работа по усвоению детьми взаимосвязей между целью, содержанием и формой высказывания. Создание речевых ситуаций: посещение, какого – либо предприятия, выставки и т.д. Придумывание ситуационных игр. Правильное использование игр, слов, интонации, темпа речи, силы, тембра голоса, жестов, мимики. Речевой этикет в ежедневной системе общения.

К концу третьего класса дети должны знать: сложное предложение, союзы в сложных предложениях, прямую речь, знаки препинания в ней. Должны уметь: распознавать виды предложений, ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, а также – в сложных.

Программа “Школа – 2100”. Формирование пунктуационного навыка у учащихся начальной школы по программе “Школа – 2100” идет следующим образом.

В период обучения грамоте (учебник “Моя любимая азбука” Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной) дети знакомятся с постановкой точки, запятой, вопросительных и восклицательных знаков, а также многоточием (что отличает данную программу от традиционной) на практическом уровне, а также с тире, запятой, двоеточием, кавычками при чтении текстов с этими знаками препинания. Особое внимание уделяется выразительному чтению с соблюдением пауз и интонации, соответствующих знакам препинания.

В первом классе дети знакомятся с повествовательной, вопросительной, восклицательной интонацией, учатся пунктуационно правильно оформлять предложения на письме (писать первое слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, вопросительный или восклицательный знаки), читать и произносить предложения, тексты с правильной интонацией.

Во втором классе учащиеся знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными; восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях. Знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления, узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без них. Начинают формироваться умения ставить запятые в предложениях с однородными членами. Обращается внимание детей на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно понять написанное, то есть помогают письменному общению. Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.

Итак, обучаясь по данной системе, дети знакомятся с употреблением точки, запятой, восклицательным и вопросительным знаками, а также узнают несколько случаев постановки запятой на основе смысла предложений, их интонации и понимания их структуры. Но в своей практике дети нуждаются в знании правил оформления прямой речи (кавычки, тире), нередко они пользуются двоеточием, многоточием реже скобками, точкой с запятой. Со всеми знаками они встречаются в процессе чтения книг, и осознание ситуации их употребления идет практически.

Проанализировав программу традиционного общения, программу развивающего обучения и программу “Школа – 2100”, можно сделать вывод, что развитию пунктуационных навыков в них уделяется гораздо меньше внимания, чем развитию орфографического, речевого навыков. Это объясняется тем, что учащиеся начальной школы еще не имеют достаточных грамматических знаний для глубокого знакомства с пунктуацией. Но во всех трех программах заложены основы изучения пунктуации и формирования пунктуационного навыка в средней школе. Уделяется внимание отработке выразительного чтения предложений, разных по цели высказывания и эмоциональной окрашенности, предложений и текстов, в которых встречаются разные знаки препинания. Интересно, что программа “Школа – 2100” предусматривает уже в период обучения грамоте знакомство не только с точкой, запятой, вопросительным и восклицательным знаками (как в традиционной системе обучения), но и с многоточием. Этот знак препинания встречается в ряде текстов, отрабатывается интонация чтения предложений с многоточием на конце.

В системе развивающего обучения дети получают более полное представление о знаках препинания. Так как в этой системе обучение ведется на более высоком теоретическом уровне, программой предусмотрено не только практическое знакомство с классификацией предложений, но и усвоение детьми таких понятий, как “повествовательное”, “побудительное”, “восклицательное” предложения уже в первом классе. В нетрадиционных программах шире круг изучаемых пунктограмм. Если в традиционной системе обучения изучается только две пунктограммы: “Знаки препинания в конце предложения” и “Запятая при однородных членах предложения”, в системе развивающего обучения и в программе “Школа – 2100” к ним добавляются ещё две “Запятая в сложном предложении” и “Знаки препинания при прямой речи”.

Страницы: 1 2 


Статьи по теме:

Сравнительный анализ педагогических подходов по работе с беспризорными детьми на основании исследований А.В. Гоголевой «Беспризорность»
песталоцци беспризорность педагогический Макаренко Антон Семёнович (1.03.1888 – 1.04.1939) родился в городе Бесполье, ныне в Сумской области Украины. Педагог и русский писатель. По окончании Кременчугского городского училища и пед. курсов при нём учительствовал в посёлке Крюков и на станции Долинск ...

Структура классного собрания
Структура классного собрания может быть следующей. 1. Представление обсуждаемой проблемы (классным руководителем или учащимися). 2. Изложение информации по проблеме. 3. Начало дискуссии: «Что нам необходимо сделать для того, чтобы .», «Результат получился таким, потому что .» 4. Предложение решения ...

Специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности
Исследование процесса усвоения и применения знаний показали, что обычно учащиеся усваивают содержательную сторону знаний и непосредственно с ней связанные конкретные приемы решения довольно узкого круга задач. Лишь у школьников с высокой обучаемостью на основе решения единичных задач формируются об ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru