Содержание образования

Страница 2

родной язык (данная содержательная линия при необходимости может применяться в ДОУ для формирования и развития у воспитанников навыков общения на родном языке (татарский, башкирский и др.).

Содержание каждой из образовательных линий нацелено на освоение ребенком практических навыков гармоничного взаимодействия с природным и социальным миром (ближайшее пространство), тем самым, обеспечивая реализацию требований компетентностного подхода в образовании.

На основе требований НРК ГОС реализация содержательных линий образования, представляющих собой целостную совокупность практических навыков, знаний, ценностных ориентаций, которые обеспечивают основы в овладении воспитанниками конкретных видов культуры, может происходить через:

1. Все направления развития ребенка (11 направлений развития ребенка представлены во «Временных требованиях» - федеральный уровень).

2. Компонент образовательного учреждения (учитывающий приоритетную направленность ДОУ, например, художественно-эстетическое развитие).

3. Отдельные направления (например, «Культура и история Урала», «Искусство Урала», «Приобщение к истокам народной культуры», «Охрана безопасности жизнедеятельности» и пр.)

НРК ГОС позволяет выстраивать содержание образования с учетом следующих принципов:

1) реализация требований личностно-ориентированного подхода к организации образовательной деятельности;

2) преемственность в содержании и уровне образованности на различных ступенях образования;

3) компетентностный подход, заключающийся в овладении обучающимися практическими навыками использования приобретенных знаний во всех видах повседневной деятельности;

4) сотрудничество на основе развития партнерских отношений между всеми субъектами образовательного процесса;

5) многоаспектность в раскрытии специфики региона в различных аспектах: культурно-историческом, социально-правовом, экономическом, информационном, экологическом и культуры здоровья;

6) дополнительность, позволяет создать возможности для самоопределения личности обучающегося в конкретных экономических и социокультурных условиях Свердловской области;

7) взаимосвязь с мировыми тенденциями в образовании и действующим федеральным компонентом государственного образовательного стандарт;

8) трактовка образованности учащихся как совокупность просвещенности через предметно-информационную, обученности через деятельностно-коммуникативную, воспитанности через ценностно-ориентационную составляющие стандарта;

9) раскрытие человекотворческой сущности (формирование себя) всего познавательного процесса, осуществляемого в учебной и внеучебной деятельности.

10) понимание образованности как процесса развития и саморазвития личности ребенка

Еще одной особенностью НРК ГОС является отсутствие жесткой возрастной адресности содержания образования. Он не ориентирует педагога на унификацию, выравнивание разных детей под некий возрастной эталон, тем самым, делая возможным реализацию индивидуального подхода к каждому ребенку (известно, что индивидуальные особенности часто перекрывают возрастные). Кроме того, жесткая возрастная адресованность содержания противоречила бы принципу вариативности образования, поскольку в разных программах одно и тоже содержание часто развертывается в разной последовательности, и поэтому соответственно появляются варианты разного соотношения содержания с возрастом детей. Это же является и одним из условий разработки рабочих программ педагога.

Педагог, находясь в рамках стандарта, может осуществлять свою профессиональную деятельность свободно, творчески, ориентируясь на конкретную ситуацию развития детей. Именно педагог, в зависимости от индивидуального контекста развития каждого ребенка, определяет формы и методы его образования, подбирает материал и предлагает его ребенку используя ту или иную возникшую ситуацию для дальнейшего его продвижения. Таким образом, педагогические функции, которые связаны с индивидуализацией образования (ситуативной импровизацией, рефлексией педагогической ситуации в контексте развития каждого ребенка, подбором соответствующего материала, форм и методов образования и т.п.), оказываются лежащими в основе содержания личностно-ориентированного образования в дошкольном возрасте.

Все это побуждает педагогов к творческому поиску таких вариантов реализации НРК ГОС, в которых бы максимально учитывали тенденции к изменению социального заказа на современном этапе, возможности и особенности конкретного дошкольного учреждения.

Специфика стандарта дошкольного образования заключается также в отсутствии итоговой аттестации детей при выпуске из образовательного учреждения. В этой связи, изучение результативности работы педагогов строится, как правило, на основе:

1- входной (при приеме ребенка в группу детского сада, в конце определенного адаптационного периода), промежуточной (в течение учебного года) и итоговой (результат каждой возрастной ступени дошкольного образования) педагогической диагностики развития и актуального состояния каждого воспитанника;

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Сравнительный анализ основных методических подходов к коррекции дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания
Педагогическая классификация выделяет ведущие механизмы языковых затруднений и нарушений у детей с дисграфией и предлагает пять главных педагогических стратегий ее коррекции, сочетать, разнообразить или индивидуализировать которые позволяет профессиональная подготовка и опыт логопеда. В процессе ло ...

Содержание работы по формированию пунктуационных навыков у учащихся начальной школы
Традиционная программа. Формирование пунктуационного навыка – процесс длительный и начинается в период обучения грамоте, но имеет свои особенности в зависимости от программы обучения. Обучаясь по традиционной системе 1-4-Рамзаева или Зеленина, Хохлова и “Букварь” В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф ...

Проблемный метод обучения иностранному языку
Одним из направлений научного поиска в области повышения эффективности и результативности учебного процесса является проблемное обучение, которое рассматривается сейчас в качестве одного из наиболее действенных средств решения таких сложнейших задач, как развитие умственных сил, познавательной акти ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru