Структура рабочей программы

Страница 15

Второй характеристикой является уровень освоения операционально-технической стороны деятельности, т.е. овладение необходимыми навыками. К примеру, в рисовании это может быть владение техниками изображения гуашью, карандашом, акварелью, в аппликации – действиями с клеем, ножницами и бумагой.

Эти особенности деятельности обнаруживаются во всех ее видах, наиболее значимым из которых является игра. В детской психологии и педагогике проанализированы самые разные виды игр: манипулятивная, режиссерская, сюжетно-ролевая, игра с правилами, дидактическая. Центральное место среди них занимает сюжетно-ролевая игра. Именно сюжетно-ролевая игра выявляет и интегрирует наиболее существенные стороны развития ребенка.

Притом, что игра является центральной характеристикой развития ребенка, большое значение для него имеют продуктивные виды деятельности, и прежде всего изобразительная деятельность, конструирование и аппликация. Если игра допускает условные действия («как будто построили»), то эти деятельности требуют получения определенного продукта, способствуют развитию возможности анализировать объективные свойства действительности, создавать и реализовывать собственные замыслы. Эти виды деятельности также проходят сложный путь развития в дошкольном детстве, а уровень такого развития является важнейшей характеристикой общего продвижения ребенка на каждом возрастном этапе.

Кроме выявления достижений ребенка через анализ освоения им различных деятельностей можно найти такие характеристики развития, в которых отразятся наиболее существенные его стороны. Безусловно, эти характеристики должны, с одной стороны, наиболее полно соответствовать специфике именно дошкольного возраста, а с другой – сохранять свое значение для развития ребенка в целом.

В качестве одной из таких основных характеристик выступает развитие двигательной сферы ребенка. В этой характеристике можно выделить две стороны, одной из которых является овладение двигательными навыками. Уровень такого овладения чрезвычайно показателен для оценки общего развития ребенка. Двигательная неловкость, недостаточная координация движений могут свидетельствовать о серьезных нарушениях. Способен ли ребенок прыгать на одной ноге, перекладывать мелкие предметы, ловить мяч – в этом проявляются не просто его физические достижения, но и уровень общего развития. Поэтому овладение определенными действиями, движениями (мелкими и крупными), соответствие двигательных умений некоторым минимальным возрастным нормам – необходимые характеристики развития ребенка.

Однако существует и другая сторона развития двигательной сферы. Ее можно назвать экспрессивной, т.е. выразительной. Движения ребенка выражают его эмоциональные состояния, переживания по поводу различных событий. В мимике, позе, отдельных жестах находят свое отражение как наиболее присущие малышу внутренние состояния (спокойствие, печаль, подавленность, радость), так и способность адекватно (или неадекватно) реагировать на окружающее. Понимание «языка движений» позволяет увидеть переживания ребенка, особенности их проявлений, т.е. проникнуть в его эмоциональную сферу.

Наиболее объемным, информативным и сложным показателем, на наш взгляд, является умственное развитие. Под умственным развитием в широком смысле слова понимается развитие основных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения и внимания как с их операциональной, так и с содержательной стороны, а также развитие речи. Операциональная сторона познавательных процессов характеризует те действия, те преобразования, которые ребенок способен выполнить с получаемой им информацией. Так, он может использовать специальные приемы для запоминания слов (например, связывать их между собой по смыслу); определенные действия для группировки предметов (например, классифицировать их); простейшие знаки (схемы, модели) для обобщения представлений и т.п. Содержательная сторона представляет собой те знания о действительности, которыми ребенок владеет и которыми он может оперировать в процессе решения различных задач.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17


Статьи по теме:

Работа над мимикой и жестом
Мимика и жесты говорящего - дополнительное средство воздействия на зрителя. Это естественная способность человека проявлять внутреннее состояние, с помощью жестов досказать то, что невозможно объяснить словами. В работе над выразительностью мимики и жестов провожу различные игры, упражнения и этюды ...

Обследование фонетической стороны речи
Обследование произношения звуков При выявлении нарушения произношения логопед должен обратить внимание как на произношение согласных звуков, так и на особенности произношения гласных. У детей-олигофренов произношение одного и того же звука речи часто является не одинаковым. Это зависит от структуры ...

Особенности работы с детьми-олигофренами
Психическая деятельность человека обеспечивается взаимосвязью и взаимодействием всех психических функций: сознания, внимания, восприятия, воли, памяти, эмоций, мышления. Нарушение какой-либо из них сказывается на других психических функциях и, следовательно, на всей психической деятельности. Катего ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru