Второй характеристикой является уровень освоения операционально-технической стороны деятельности, т.е. овладение необходимыми навыками. К примеру, в рисовании это может быть владение техниками изображения гуашью, карандашом, акварелью, в аппликации – действиями с клеем, ножницами и бумагой.
Эти особенности деятельности обнаруживаются во всех ее видах, наиболее значимым из которых является игра. В детской психологии и педагогике проанализированы самые разные виды игр: манипулятивная, режиссерская, сюжетно-ролевая, игра с правилами, дидактическая. Центральное место среди них занимает сюжетно-ролевая игра. Именно сюжетно-ролевая игра выявляет и интегрирует наиболее существенные стороны развития ребенка.
Притом, что игра является центральной характеристикой развития ребенка, большое значение для него имеют продуктивные виды деятельности, и прежде всего изобразительная деятельность, конструирование и аппликация. Если игра допускает условные действия («как будто построили»), то эти деятельности требуют получения определенного продукта, способствуют развитию возможности анализировать объективные свойства действительности, создавать и реализовывать собственные замыслы. Эти виды деятельности также проходят сложный путь развития в дошкольном детстве, а уровень такого развития является важнейшей характеристикой общего продвижения ребенка на каждом возрастном этапе.
Кроме выявления достижений ребенка через анализ освоения им различных деятельностей можно найти такие характеристики развития, в которых отразятся наиболее существенные его стороны. Безусловно, эти характеристики должны, с одной стороны, наиболее полно соответствовать специфике именно дошкольного возраста, а с другой – сохранять свое значение для развития ребенка в целом.
В качестве одной из таких основных характеристик выступает развитие двигательной сферы ребенка. В этой характеристике можно выделить две стороны, одной из которых является овладение двигательными навыками. Уровень такого овладения чрезвычайно показателен для оценки общего развития ребенка. Двигательная неловкость, недостаточная координация движений могут свидетельствовать о серьезных нарушениях. Способен ли ребенок прыгать на одной ноге, перекладывать мелкие предметы, ловить мяч – в этом проявляются не просто его физические достижения, но и уровень общего развития. Поэтому овладение определенными действиями, движениями (мелкими и крупными), соответствие двигательных умений некоторым минимальным возрастным нормам – необходимые характеристики развития ребенка.
Однако существует и другая сторона развития двигательной сферы. Ее можно назвать экспрессивной, т.е. выразительной. Движения ребенка выражают его эмоциональные состояния, переживания по поводу различных событий. В мимике, позе, отдельных жестах находят свое отражение как наиболее присущие малышу внутренние состояния (спокойствие, печаль, подавленность, радость), так и способность адекватно (или неадекватно) реагировать на окружающее. Понимание «языка движений» позволяет увидеть переживания ребенка, особенности их проявлений, т.е. проникнуть в его эмоциональную сферу.
Наиболее объемным, информативным и сложным показателем, на наш взгляд, является умственное развитие. Под умственным развитием в широком смысле слова понимается развитие основных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения и внимания как с их операциональной, так и с содержательной стороны, а также развитие речи. Операциональная сторона познавательных процессов характеризует те действия, те преобразования, которые ребенок способен выполнить с получаемой им информацией. Так, он может использовать специальные приемы для запоминания слов (например, связывать их между собой по смыслу); определенные действия для группировки предметов (например, классифицировать их); простейшие знаки (схемы, модели) для обобщения представлений и т.п. Содержательная сторона представляет собой те знания о действительности, которыми ребенок владеет и которыми он может оперировать в процессе решения различных задач.
Статьи по теме:
Методы диагностики развития речи детей старшего
дошкольного возраста с нарушениями слуха
Цель исследования: исследование понимания инструкции и цели задания; способность устанавливать опосредованные связи и пользоваться ими при воспроизведении; особенности логической памяти. Характер исследования усложняется тем, что ребенку необходимо сделать самостоятельный выбор средств опосредовани ...
Приёмы творческого воображения
Воображение является крайне сложным по своему составу процессом. Именно эта сложность составляет главную трудность в изучении процесса творчества и приводит часто к неверным представлениям относительно самой природы этого процесса и его характера как чего-то необычного и совершенно исключительного. ...
Анализ педагогического кадрового состава МДОУ «Детский сад №165»
Анализ педагогического кадрового состава необходим для определения соответствия квалификации воспитателей поставленным в Учреждении педагогическим задачам. Приказ Минобразования РФ от 26.06.2000 № 1908 "Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников госуд ...