Содержание среднего образования

Страница 2

Сравнительный анализ учебных планов 1871 и 1906 гг. показывает, что удельный вес предметов сильно изменился. Количество часов на дренние языки снизилось в 2,8 раза (с 85 до 30 ч.), но возросло на русский язык в 1,4 раза (с 24 до 34 ч.), на иностранные языки – в 2,6 раза (с 19 до 50 ч.), на историю – в 1,7 раза (с 12 до 20 ч.). Возросло в 1,3 раза (с 37 до 48 ч.) количество часов и на предметы естественно-математического цикла.

Таким образом, учебный план классической гимназии 1906 г. стал ближе к запросам социально-экономической жизни общества.

В 1906-1907 учебном году произошли изменения учебного плана и программы реальных училищ в сибирском регионе, увеличившие количество часов на общеобразовательные предметы.

Новый план более выгодно отличался от прежних равномерностью распределения учебного плана по годам обучения. Было введено 2 часа французского языка в 7 классе, чем устранялась прерывистость в изучении этого предмета для будущих абитуриентов. Более равномерно распределился материал по физике: увеличен объём курса в 7 классе за счёт перераспределения материала из 5 класса в 6 класс и из последнего в 7 класс, в результате чего снят 1 час физики в 5 классе и добавлен 1 час в 7 классе. Добавлено 2 часа естествознания в 6 классе и 1 час перераспределён из 5 класса, тем самым заполнено «окно» в 6 классе. В связи с введением трёх часов естествознания в 6 классе преподавание географии перенесено в 5 класс, что также ликвидировало разрыв в прохождении курса географии.

Таким образом, в 1906 г. было в основном закончено преобразование содержания классической гимназии и реального училища. Дальнейшие изменения носили лишь частичный характер. Реальное училище развивалось как альтернативная школа.

В целом же изменения в учебном плане и программах женских учебных заведений к 1908 г. оказались незначительными. В 1906 г. ввели новую программу по рукоделию. Теперь рукоделию должны были обучать девочек с 1 по 6 классы включительно.

Общеобразовательные предметы представлены в учебном плане в течение всех 7 лет обучения. Предметы же специального цикла учащиеся начинали изучать только в 5 классе (химия — 2 ч.), затем в 6 классе — 6 часов (химия, коммерческая арифметика и бухгалтерия с корреспонденцией — по 2 ч. каждый). Остальные 19 часов были предусмотрены для изучения учениками 7 класса. Тот факт, что в выпускном 7 классе из 30 часов по учебному плану только 11 часов было отведено на общеобразовательные предметы, наглядно говорит об ориентации училищем своих выпускников на работу в промышленности, торговле и других сферах общественного производства. В 7 классе предусматривалось изучение 5 предметов, из которых только физика представляла цикл ecтественно-математических предметов, остальные: Закон Бижий, русский, немецкий и французский языки — религию и гуманитарные предметы. Получалось в некотором роде парадоксальное явление: предметы естественно-математического цикла, крайне необходимые для поступления в технические и иные высшие учебные заведения, не изучали, а в университеты выпускникам коммерческих училищ доступа не было; не могли они поступить и в историко-филологические институты, так как надо было ещё знать древние языки и историю в объёме гимназического курса.

Содержание школьного образования строили на основе взаимосвязи между отдельными учебными предметами. Прежде всего, реализовалось дидактическое требование о последовательности изучения тех или иных предметов. Так, изучение физики в 5 классе начинали только на базе алгебраической подготовки учащихся по математике. К изучению химии приступали в 6 классе, так как это требовало соответствующей подготовки учеников по математике и физике. Коммерческую арифметику начинали в 5 классе после изучения всего школьного курса арифметики и определённой алгебраической подготовки учащихся. То же самое наблюдается и по ряду других предметов.

Второе дидактическое требование заключалось в том, чтобы дать учащимся представление о взаимосвязи наук, показать, что каждая из них занимается изучением лишь каких-то отдельных сторон развития природы и общества, и поэтому они находятся в тесной связи между собой, а идеи одной науки используются в других науках. Таким образом, обусловливались важность межпредметные связей и их раскрытие при определении содержания училищного образования.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Здоровье и здоровый образ жизни как целевые параметры социально-педагогической работы
Роль социального педагога в воспитании культуры здоровья трудно переоценить. Однако успешная реализация этой важнейшей социальной задачи может осуществиться при определенном уровне подготовленности педагогов, включающей широкий круг знаний, навыков и умений. Всю свою деятельность по формированию ЗО ...

Структура классного собрания
Структура классного собрания может быть следующей. 1. Представление обсуждаемой проблемы (классным руководителем или учащимися). 2. Изложение информации по проблеме. 3. Начало дискуссии: «Что нам необходимо сделать для того, чтобы .», «Результат получился таким, потому что .» 4. Предложение решения ...

Использование тестов для оценки качества знаний учащихся по математике
Методологически слабая обеспеченность в области тестирования привела к тому, что в педагогическом сообществе в настоящее время нет единого понимания терминологии. Под тестом понимается: – проба, испытание, исследование (Советский энциклопедический словарь); – инструмент, который состоит из задания ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru