Содержание среднего образования

Страница 2

Сравнительный анализ учебных планов 1871 и 1906 гг. показывает, что удельный вес предметов сильно изменился. Количество часов на дренние языки снизилось в 2,8 раза (с 85 до 30 ч.), но возросло на русский язык в 1,4 раза (с 24 до 34 ч.), на иностранные языки – в 2,6 раза (с 19 до 50 ч.), на историю – в 1,7 раза (с 12 до 20 ч.). Возросло в 1,3 раза (с 37 до 48 ч.) количество часов и на предметы естественно-математического цикла.

Таким образом, учебный план классической гимназии 1906 г. стал ближе к запросам социально-экономической жизни общества.

В 1906-1907 учебном году произошли изменения учебного плана и программы реальных училищ в сибирском регионе, увеличившие количество часов на общеобразовательные предметы.

Новый план более выгодно отличался от прежних равномерностью распределения учебного плана по годам обучения. Было введено 2 часа французского языка в 7 классе, чем устранялась прерывистость в изучении этого предмета для будущих абитуриентов. Более равномерно распределился материал по физике: увеличен объём курса в 7 классе за счёт перераспределения материала из 5 класса в 6 класс и из последнего в 7 класс, в результате чего снят 1 час физики в 5 классе и добавлен 1 час в 7 классе. Добавлено 2 часа естествознания в 6 классе и 1 час перераспределён из 5 класса, тем самым заполнено «окно» в 6 классе. В связи с введением трёх часов естествознания в 6 классе преподавание географии перенесено в 5 класс, что также ликвидировало разрыв в прохождении курса географии.

Таким образом, в 1906 г. было в основном закончено преобразование содержания классической гимназии и реального училища. Дальнейшие изменения носили лишь частичный характер. Реальное училище развивалось как альтернативная школа.

В целом же изменения в учебном плане и программах женских учебных заведений к 1908 г. оказались незначительными. В 1906 г. ввели новую программу по рукоделию. Теперь рукоделию должны были обучать девочек с 1 по 6 классы включительно.

Общеобразовательные предметы представлены в учебном плане в течение всех 7 лет обучения. Предметы же специального цикла учащиеся начинали изучать только в 5 классе (химия — 2 ч.), затем в 6 классе — 6 часов (химия, коммерческая арифметика и бухгалтерия с корреспонденцией — по 2 ч. каждый). Остальные 19 часов были предусмотрены для изучения учениками 7 класса. Тот факт, что в выпускном 7 классе из 30 часов по учебному плану только 11 часов было отведено на общеобразовательные предметы, наглядно говорит об ориентации училищем своих выпускников на работу в промышленности, торговле и других сферах общественного производства. В 7 классе предусматривалось изучение 5 предметов, из которых только физика представляла цикл ecтественно-математических предметов, остальные: Закон Бижий, русский, немецкий и французский языки — религию и гуманитарные предметы. Получалось в некотором роде парадоксальное явление: предметы естественно-математического цикла, крайне необходимые для поступления в технические и иные высшие учебные заведения, не изучали, а в университеты выпускникам коммерческих училищ доступа не было; не могли они поступить и в историко-филологические институты, так как надо было ещё знать древние языки и историю в объёме гимназического курса.

Содержание школьного образования строили на основе взаимосвязи между отдельными учебными предметами. Прежде всего, реализовалось дидактическое требование о последовательности изучения тех или иных предметов. Так, изучение физики в 5 классе начинали только на базе алгебраической подготовки учащихся по математике. К изучению химии приступали в 6 классе, так как это требовало соответствующей подготовки учеников по математике и физике. Коммерческую арифметику начинали в 5 классе после изучения всего школьного курса арифметики и определённой алгебраической подготовки учащихся. То же самое наблюдается и по ряду других предметов.

Второе дидактическое требование заключалось в том, чтобы дать учащимся представление о взаимосвязи наук, показать, что каждая из них занимается изучением лишь каких-то отдельных сторон развития природы и общества, и поэтому они находятся в тесной связи между собой, а идеи одной науки используются в других науках. Таким образом, обусловливались важность межпредметные связей и их раскрытие при определении содержания училищного образования.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Анализ возможных чрезвычайных ситуаций
Согласно Федеральному закону «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (1996 г.), чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые мог ...

Знания, умения, способности и личностные качества преподавателя психологии
Профессия преподавателя психологии имеет свою специфику в отличие от профессии психолога-ученого и психолога-практика. Преподаватель должен не только иметь психологические знания, но и уметь передавать их студентам. С этой точки зрения умения, личностные качества и способности преподавателя психоло ...

Процесс письма. Психологическая программа кодирования звука буквой
В основе процесса письма лежат программы действий трех уровней: а) обозначение звука буквой и ее написание; б) кодирование звучащего слова по законам графики и орфографии; в) запись готового предложения. Выполнение программы каждого уровня связано для детей с трудной, напряженной и не всегда успешн ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru