Роль самостоятельной работы учащихся на уроке

Страница 1

Самостоятельная работа на уроках занимает в среднем 4,7 минуты. Ее характер в основном является репродуктивным (по образцу). Перенос знаний в новые условия наблюдается лишь на третьей части урока. Работой с книгой учащиеся заняты не более 4 минут.

Самостоятельная работа – это работа, «совершаемая собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи» (С.Ожегов).

Структура самостоятельной работы включает в себя три этапа: подготовительный, исполнительный и проверочный, в который входят анализ задания, поиск способов его осуществления, планирование, выполнение, проверка и оценка результатов.

Самостоятельная работа на уроке может успешно применяться на его различных этапах: при подготовке к восприятию нового материала; при изучении новых знаний, формировании умений и навыков; при применении знаний на различном уровне (репродуктивном и продуктивном); при обобщении и систематизации знаний.

В практической деятельности самостоятельная работа обычно представляет такую организацию обучения, при которой учащиеся по заданию учителя, под его руководством самостоятельно выполняют какое-то задание в специально предоставленное для этого время.

Работая с книгой, картой, таблицей, другими источниками, современными техническими средствами, учащиеся могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной ситуации, созданной учителем.

Можно предложить учащимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно:

1) обобщить его и сделать выводы;

2) спрогнозировать дальнейший ход событий;

3) высказать сомнение;

4) сделать графические работы;

5) выполнить практическое задание.

В современной практике обучения можно наблюдать отсутствие четко сформулированной задачи для выполнения самостоятельной работы. В результате ученик выполняет работу либо по отработанному варианту, либо методом «проб и ошибок».

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке требует определенных условий, обеспечивающих ее успешность.

1. Планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе уроков по теме.

2. Наличие сформированных умений и навыков самостоятельной работы (от элементарных до более сложных).

3. Посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариативность и разнообразие.

4. Соотнесение объема и сложности работы с темпом его выполнения.

5. Осознание учеником цели и появление желания к ее достижению.

6. Использование различных форм деятельности учащихся для достижения поставленной цели:

1) фронтальная работа (все ученики выполняют одно и то же задание);

2) коллективная работа (каждый выполняет какую-то часть общего задания);

3) групповая работа (группы учащихся выполняют разные или одинаковые задания);

4) индивидуальная работа (каждый ученик выполняет особое задание).

Кроме того, хорошая организация самостоятельной работы учащихся на уроке невозможна без основательной дидактической подготовки учителя.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Анализ данных полученных в ходе эмпирического исследования
В соответствии с целью и задачами исследования была обследована группа пятиклассников. На затруднения в учебе оказывает влияние и соматическая ослабленность ребенка, нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов, нарушение формирования школьных навыков, двигательны ...

Методы развития творческого воображения
Окно, является очень древней системой, которая сопровождает человека с самого раннего этапа его развития. Человечество не помнит, кто изобрел окно, которое за свою историю прошло путь от дырки в стене или потолке до пластиковых окон со стеклопакетами, наполненными инертным газом. Окно, по определен ...

Сравнительная характеристика грамматических явлений русского и немецкого языков
грамматика немецкий язык обучение сказка В лингвистической литературе, рассматривающей вопросы типологического сопоставления грамматического строя русского и немецкого языков, выделяются с одной стороны, сходные черты, а с другой – различия на всех уровнях (морфемно-морфологическом и синтаксическом ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru