Самостоятельная работа на уроках занимает в среднем 4,7 минуты. Ее характер в основном является репродуктивным (по образцу). Перенос знаний в новые условия наблюдается лишь на третьей части урока. Работой с книгой учащиеся заняты не более 4 минут.
Самостоятельная работа – это работа, «совершаемая собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи» (С.Ожегов).
Структура самостоятельной работы включает в себя три этапа: подготовительный, исполнительный и проверочный, в который входят анализ задания, поиск способов его осуществления, планирование, выполнение, проверка и оценка результатов.
Самостоятельная работа на уроке может успешно применяться на его различных этапах: при подготовке к восприятию нового материала; при изучении новых знаний, формировании умений и навыков; при применении знаний на различном уровне (репродуктивном и продуктивном); при обобщении и систематизации знаний.
В практической деятельности самостоятельная работа обычно представляет такую организацию обучения, при которой учащиеся по заданию учителя, под его руководством самостоятельно выполняют какое-то задание в специально предоставленное для этого время.
Работая с книгой, картой, таблицей, другими источниками, современными техническими средствами, учащиеся могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной ситуации, созданной учителем.
Можно предложить учащимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно:
1) обобщить его и сделать выводы;
2) спрогнозировать дальнейший ход событий;
3) высказать сомнение;
4) сделать графические работы;
5) выполнить практическое задание.
В современной практике обучения можно наблюдать отсутствие четко сформулированной задачи для выполнения самостоятельной работы. В результате ученик выполняет работу либо по отработанному варианту, либо методом «проб и ошибок».
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке требует определенных условий, обеспечивающих ее успешность.
1. Планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе уроков по теме.
2. Наличие сформированных умений и навыков самостоятельной работы (от элементарных до более сложных).
3. Посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариативность и разнообразие.
4. Соотнесение объема и сложности работы с темпом его выполнения.
5. Осознание учеником цели и появление желания к ее достижению.
6. Использование различных форм деятельности учащихся для достижения поставленной цели:
1) фронтальная работа (все ученики выполняют одно и то же задание);
2) коллективная работа (каждый выполняет какую-то часть общего задания);
3) групповая работа (группы учащихся выполняют разные или одинаковые задания);
4) индивидуальная работа (каждый ученик выполняет особое задание).
Кроме того, хорошая организация самостоятельной работы учащихся на уроке невозможна без основательной дидактической подготовки учителя.
Статьи по теме:
Основные признаки КСО
- ориентация на индивидуальные способности детей, обучение происходит в соответствии со способностями детей (индивидуальный темп обучения). - осмысленность процесса познания. - все обучают каждого и каждый всех. - при коллективных учебных занятиях (КУЗ) знания – хорошие, умения – уверенные, навыки ...
Из истории юннатского движения в России
Становление юннатского движения способствовало развитию экологического сознания у ряда поколений нашей страны. Поэтому знание истории юннатского движения имеет определенную ценность для школьников современности. Основные исторические вехи юннатского движения отражены в журналах «Юный натуралист» и ...
План-конспект урока по алгебре и началам анализа в
11 классе
Теме: «Показательная функция» Класс – 11 Цель урока. Повторить свойства показательных функций, способы решения показательных уравнений и неравенств Образовательные задачи: - применение алгоритма решения показательных уравнений и неравенств; - актуализация опорных знаний решения квадратных уравнений ...