Коммуникативная культура педагога как основное требование к профессиональной подготовке учителя

Аналитическое образование » Тип коммуникативной культуры современного педагога » Коммуникативная культура педагога как основное требование к профессиональной подготовке учителя

Страница 1

Коммуникативная культура педагога является одним из важнейших компонентов профессионально-педагогической культуры. Необходимость ее формирования обусловлена тем, что педагог постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнером по контакту в рамках образовательного процесса. Эти отношения возникают и развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осуществления которой является общение.

Общение – основа педагогической деятельности. От того, как педагог общается с учащимися, зависит степень их познавательного интереса к предмету и в значительной мере определяет результативность овладения учащимися предметными знаниями и умениями, влияет на культуру межличностных отношений, создает соответствующий морально-психологический климат учебного процесса. Общение является важным условием социализации личности.

По мнению ряда психологов можно говорить о коммуникативной культуре педагога как о системе качеств, включающей:

- творческое мышление;

- культуру речевого действия, под которым понимается владение нормативной речью, исключающей лексические, стилистические, орфоэпические и другие нарушения;

- культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;

- культуру жестов и пластики движений;

- культуру восприятия коммуникативных действий;

- культуру эмоций.

Проблема коммуникации нашла отражение в работах многих исследователей, которые коммуникативную деятельность трактуют как процесс восприятия и понимания людьми друг друга. Авторы утверждают, что именно овладение педагогами способами взаимодействия с обучающимися обеспечивает гуманистический характер отношений между педагогом и учащимися, формирует личностный потенциал ребенка. Всеми ими утверждается мнение о том, что формирование базовых основ педагогической коммуникации дает возможность педагогу быть успешным в собственной деятельности, осознать личность ребенка во всех ее проявлениях. Это обусловлено, по мнению авторов, тем, что педагог, вступая в коммуникацию с обучающимся, устанавливает личные контакты с ним, осознавая его проявления, может стать на позицию собеседника и понять характер его поведения. Коммуникация позволяет не только понять модель внутреннего мира собеседника, но и перестроить ее, опосредованно влиять на поведение.

Процесс передачи кодированной информации от субъекта к объекту носит деятельный, диалогический характер. Коммуникацию можно трактовать как информационную связь субъекта с тем или иным объектом или как процесс участия, соучастия и принятия другого, позволяющий понимать друг друга и объединяться вокруг чего-либо. Это очень важное положение, так как учитель должен быть готов к объединению учащихся в единую деятельность для достижения целей.

Я считаю, что освоение способами коммуникации является показателем педагогического мастерства и творчества учителя.

Анализ педагогических исследований по проблемам подготовки специалистов обнаруживает, что коммуникативная культура рассматривается авторами как составная часть педагогической культуры учителя, как ведущее требование современного образования.

В связи с тем, что нас интересует понятие коммуникативная культура, представляем ее как составную педагогической культуры, характеризующуюся личностной и профессиональной ценностью, направленностью на другого субъекта педагогического процесса, формирующуюся во всех видах деятельности и общении. В нашем понятии коммуникативная культура представлена как:

-способность к согласованию и соотнесению своих действий с другими, принятию и восприимчивости другого, подбору и предъявлению аргументов, способность к выдвижению альтернативных объяснений, обсуждению проблемы, пониманию и уважению мнений других и на основе этого к регулированию отношений для создания общности учащихся в достижении единой цели деятельности;

-потребность в другом, к расширению границ коммуникаций, к сопоставлению точек зрения, стать на позицию своих учащихся;

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Классификация видов учебной литературы
Учебная литература является источником знаний и средством обучения учащихся в условиях определенной системы образования. Учебные планы и учебные программы (примерные, рабочие) составляют группу программно-методических изданий. Методические указания, рекомендации составляют группу учебно-методически ...

Образование и воспитание как способ самосохранения славянских народов
Древние славяне, как и все народы, жившие в условиях общинного строя, воспитывали подрастающее поколение, готовя детей к жизни в общине. Им передавали навыки земледельческого, а позже и ремесленного труда. Прививая детям смелость, выносливость, отцы учили их навыкам военного дела. Существовал обыча ...

Виды воображения
Авторы учебного пособия И.В. Дубровина и др. (1999) выделяют следующие виды воображения. Непроизвольное или пассивное воображение – новые образы под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грёзы, состояния «безумного отдыха». Так, образы во сне рожда ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru