Интересным видом работы кружков на Биостанции были «воскресные собрания», где юннаты-кружковцы обменивались опытом исследовательской работы, слушали и обсуждали доклады о наиболее интересных наблюдениях, исследованиях и опытах. На эти собрания приходили любители природы не только из близлежащих школ, но и со всего города. Эти собрания постепенно приобрели форму конференций. В настоящее время Центральной станцией юных натуралистов и экологов проводятся всероссийские конференции юных исследователей окружающей среды и конкурсы исследовательских работ учащихся.
Кружковцы сформулировали «Заповеди юного натуралиста» и пользовались ими в процессе наблюдений и составления отчетов о них. Вот эти заповеди:
1.Наблюдая все, что есть вокруг тебя в природе.
2. Все свои наблюдения точно записывай; что важно - зарисовывай.
3. При записи точно обозначай место, время и условия наблюдения.
4. Будь беспристрастен и правдив в описании наблюдений.
5. Отмечай только такие наблюдения, в правдивости которых не сомневаешься.
6. Не делай поспешных выводов и заключении из своих наблюдении, не проверив их многократным повторением и, если возможно, тщательно поставленным опытом.
7. Сообщай все наблюдения в свой кружок и на Биостанцию юных натуралистов, чтобы они принесли пользу в общей работе.
8. В конце каждого месяца отмечай все перемены, происшедшие в природе за это время.
В 1920 году после смерти К.А. Тимирязева Станция юных любителей природы была переименована в Биостанцию юных натуралистов имени К.А. Тимирязева (БЮН) и переведена в ведение Московского городского отдела народного образования, а в начале 1922 года переименована в Центральную биологическую станцию юных натуралистов имени К.А. Тимирязева Народного Комиссариата просвещения РСФСР.
Становление нового учреждения проходило в трудных условиях. Б.В. Всесвятский лаконично и ярко охарактеризовал последовательные этапы развития БЮН в первые семь лет ее существования:
1918-1919 годы – организация Биостанции в условиях холода, голода и полной необорудованности помещений;
1919-1920 годы – открытие школы-колонии и проведение летних педагогических курсов;
1920-1921 годы – организация школы II ступени в очень трудных условиях (слабое керосиновое освещение, катастрофическое положение с отоплением, отсутствие средств передвижения, недостаток кормов для животных и птиц);
1922-1923 годы – первый выпуск учащихся, окончивших школу; организация для детей первой дальней экскурсии в Крым; краткосрочные трехмесячные курсы для ознакомления педагогов с окружающей природой и методами ее исследования;
1922 год – сооружение лисятника;
1923-1924 годы – педагогические курсы; сооружение метеорологической станции; организация трех дальних экскурсий на Волгу, Кавказ, Алтай; оборудование мастерских и части химической лаборатории; начало издания журнала «Листки Биостанции юных натуралистов им. К.А. Тимирязева».
По окончании гражданской войны начало улучшаться материальное положение Биостанции: увеличилось количество работников, возрос контингент учащихся в школе-колонии при БЮН, были оборудованы лаборатории, библиотека, приобретено необходимое оборудование, расширилась земельная площадь, были созданы условия для развития птицеводства и кролиководства.
Увлеченные творческими замыслами Б. В. Всесвятского педагоги с энтузиазмом работали над выполнением поставленных перед Биостанцией задач. Одна из них – «Подвести ребят ближе к природе» – стала уже недостаточной. Появилась настоятельная необходимость приблизить их к жизни, помочь увидеть, что знание природы не просто любопытство, а необходимое условие для участия в поднятии народного хозяйства страны. Дети должны были осознать свою роль в общей работе: научиться исследовательски подходить к природным явлениям; различать в природе полезное и вредное для человека; направлять свои индивидуальные усилия на участие в коллективной общественно полезной работе.
Деятельность Биостанции юных натуралистов имени К.А. Тимирязева как инициатора и организатора центра юннатского движения развертывалась по трем основным направлениям – организация кружков юных натуралистов, работа с учителями, экскурсионная работа. Важную роль при этом сыграла школа-колония при БЮН. Обучающиеся жили в общежитии и большую часть времени проводили на Станции, занимаясь в кружках, проводя наблюдения за сезонными изменениями, за животными в природе и в неволе, за дикорастущими растениями, полевыми и овощными культурами, участвуя в экскурсиях, работая на огороде, выполняя различные работы по самообслуживанию.
«Ближе к природе и к жизни!» – эта краткая формула наиболее точно выразила сущность педагогических идей, положенных Биостанцией в основу развития юннатского движения: готовить юных натуралистов к жизни, к определенному виду будущей деятельности через ознакомление их с окружающей природой на основе непосредственных наблюдений и опытов, соединения исследовательской работы юннатов с общественно полезной практической деятельностью. Быстрые темпы развития юннатского движения подтвердили правильный выбор этих задач и общенародное значение их осуществления. Работники Биостанции получили возможность ближе познакомиться с интересами детей, воспитывать в них инициативу, самостоятельность, прививать трудовые навыки и вырабатывать стремление применять свои силы и знания в общественно полезной деятельности.
Статьи по теме:
Разработка тембрального диапазона
Сначала используются так называемые “кричалки". Работа с ними требует соблюдения основных правил гигиены голоса. Нельзя, не подготовив голос дыхательными и артикуляционными упражнениями, сразу включать максимальную громкость. Это приведет к срыву голоса. Во время произнесения “кричалки" в ...
Пути и средства художественно-эстетического воспитания детей дошкольного
возраста
Художественно-эстетическое воспитание ребенка начинается с момента его рождения. Для того, чтобы творчество, произведения искусства оказывали эффективное воздействие на художественно-эстетическое развитие личности, а личность испытывала потребность в наслаждении прекрасным, необходимо создать основ ...
Серия игр и упражнений по развитию зрительного гнозиса у детей среднего дошкольного
возраста с амблиопией
Данные, полученные при обследовании детей, поставили нас перед необходимостью составить комплексы игр и упражнений по развитию зрительного гнозиса. Проведенная работа была направлена: - на формирование у детей зрительных способов обследования предметов: различать и называть форму геометрических фиг ...