Решая проблемы обучения и развития детей с отклонениями в развитии специальная дидактика исходит из положения о принципиальной общности задач, стоящими перед школой общего назначения и специальными детскими учреждениями и, соответственно, использует уже сложившиеся общепедагогические принципы. Вместе с тем учитывается то, что при обучении детей с отклонениями в развитии приходится преодолевать специфические трудности, обусловленные тем или иным дефектом ребенка. Без коррекционной направленности обучения специальная педагогика фактически не может существовать. В связи с этим все вопросы обучения в специальных детских учреждениях рассматриваются в аспекте основных дидактических принципов и осуществлении коррекции.
Специфичность организации педагогического процесса в школе-интернате II вида для слабослышащих детей состоит в особой компенсаторно-коррекционной направленности, имеющей целью восполнение пробелов психического развития детей (их речи, познавательных процессов и др.), затрудняющих усвоение основ наук, в ином исполнении средств и методов обучения (н-р, наглядно-предметные, наглядно-образные, словесно-логические и др.).
Одной из задач школы для слабослышащих детей является формирование и коррекция словесной речи учащихся на основе развития сохранной слуховой функции с целью использования слуха в учебном процессе и во внеурочное время, а также для восприятия речи окружающих людей.
Нарушение слуха ведет к расстройству общего и речевого развития, к отклонениям в умственном и психическом развитии ребенка, нарушены слуховое восприятие, познавательная деятельность.
Реализация принципов научности, систематичности и доступности образовательного процесса требует четкого соответствия между изучаемыми материалом и познавательными возможностями учеников.
Принцип прочности усвоения знаний и способов деятельности направлен преимущественно на закрепление знаний, на включение их в определенные системы, на использование различным образом организованных повторений пройденного. Имеются ввиду вариативные повторения, дающие возможность более глубоко понять учебный материал и закрепить его в памяти. При этом не отвергаются его многократные повторения, однако им не отводится решающего места. Большое внимание уделяется развитию произвольной памяти и обучению детей способом логического запоминания, применяется также принцип сравнения, сопоставления.
Исключительно большое значение имеет принцип индивидуального подхода к учащимся, который реализуется на всех этапах работы от первого до последнего класса. Индивидуальный подход несколько облегчается за счет малой наполняемости классов.
Крайне важен и дифференцированный подход к группам школьников, обучающихся в одном и том же классе.
Следует специально подчеркнуть, что специальное обучение ставит перед собой цель не приспособление к дефекту, характерному для той или иной категории детей с отклонениями в развитии, а его коррекцию и, если возможно, преодоление.
Статьи по теме:
Экспериментальная проверка разработанной методики обучения
Основной целью экспериментального исследования являлась: проверка гипотезы, согласно которой предложенные содержание и методы обучения по изучению темы «Базы данных» способствуют повышению уровня информационной подготовки учащихся в
области технологий хранения и поиска данных, а также положительно ...
Принципы
отбора содержания системы самостоятельных работ тематического контроля знаний учащихся
Предлагаемая система самостоятельных работ предназначена для осуществления контроля за знаниями учащихся 8 классов. Ее содержание ориентировано на учебник Ю.Н. Макарычева, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешкова, С. Б Суваровой; под редакцией С.А. Теляковского "Алгебра. Учебник для 8 класса средней школы&qu ...
Выявление степени изученности лингвистических терминов учащимися
экспериментального класса
С целью проверки положений, изложенных в теоретической части исследования, была проведена опытно – экспериментальная работа. Экспериментальной базой исследования была МОУ СОШ № 34 г. Тула, 3 «Б» класс. Учебник русского языка по программе М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка». Целью опытно - экспе ...