Взяв за основу психолого-педагогическое обоснование нарушений письменной речи, а также результаты диагностики, нами были разработаны методические рекомендации по коррекции дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания. На примере речевого дефект Даниила В. мы представим систему коррекционной работы по преодолению данного речевого дефекта.
Осуществляя коррекционную работу по устранению данного речевого нарушения необходимо следовать основным логопедическим принципам:
Патогенетический принцип. Принцип учета механизма данного нарушения.
Принцип учета «зоны ближайшего развития».
Принцип максимальной опоры на различные анализаторы. Вовлечение возможно большего количества функциональных систем.
Принцип опоры на сохранное звено нарушенной функции.
Принцип комплексности. Логопедическое воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений.
Принцип системности. Формирование речи в единстве всех ее компонентов как единой функциональной системы.
Принцип деятельностного подхода. Развитие речи как сложной многоуровневой деятельности.
Принцип поэтапного формирования психических функций.
Онтогенетический принцип. Учет последовательности формирования речевой функции. (Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова)
Учитывая логопедические принципы, воздействие на ребенка-логопата должны оказывать все школьные специалисты.
Мы считаем, что с данным ребенком следует работать по следующим направлениям:
Развитие речевого дыхания;
Развитие просодической стороны речи;
Развитие артикуляционного праксиса;
Развитие фонематических процессов;
Развитие языкового анализа и синтеза;
Развитие графо-моторных навыков;
Развитие высших психических функций личности.
Рис. 4. Взаимодействие школьных специалистов.
Индивидуальные логопедические занятия проводятся три раза в неделю, на каждом занятии комбинируются различные виды работы. Возможно включение данного ребенка в работу групп со сходными речевыми нарушениями.
Таблица 1. Расписание логопедических занятий
Дни недели |
понедельник |
среда |
пятница |
Время занятий |
13.30 – 14.10 Индивидуальные занятия с логопедом |
13.00 – 13.40 Индивидуальные занятия с логопедом |
13.30 – 14.10 Индивидуальные занятия с логопедом |
Наиболее подробно систему коррекционной работы можно рассмотреть на примере календарно-тематического планирования логопедических занятий составленных нами на одну рабочую четверть. Все виды упражнений, игр, заданий представлены в приложении к данной работе ( 1-7).
Кроме школьного логопеда коррекционную работу по преодолению дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания могут проводить и другие школьные специалисты.
Статьи по теме:
Здоровьесберегающие технологии
Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и при ...
Понятие и сущность методологии и логики познавательной деятельности
Под методологией познавательной деятельности обычно понимают систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология как общая теория метода исторически сформировалась в связи с необходимостью обобщения и дальнейше ...
Перспективы развития системы дошкольного образования
Охарактеризуем тенденции развития дошкольного образования России, его перспективы, опираясь на данные, опубликованные в работе Л.А. Парамоновой. Произошедшие резкие изменения в общественной, экономической, социальной и демографической ситуации в стране привели к следующему – увеличилось число семей ...