Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, так как не понимают их значения и не фиксируют внимания на них. Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка, и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры.
Начиная с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.
Наиболее существенными для практики детских садов явились работы Е. И. Тихеевой, которые основывались, с одной стороны, на результатах психологических исследований стадий развития детского наблюдения (В. Штерн), а с другой - на педагогических учениях К.Д. Ушинского. Е.И. Тихеева разработала искусственный и естественный дидактический материал для работы с детьми над освоением формы, цвета, величины, количества и т. д. В качестве основных методов сенсорного воспитания предлагались «экскурсии» по помещению, в ходе которых дети знакомились с предметами и их свойствами при помощи разных органов чувств («посмотри», «попробуй», понюхай» и т. п.), и особенно дидактические игры.
Большая научная и практическая работа была проделана Ф. Н. Блехер, которая, опираясь на имевшиеся в то время психологические данные о целостном характере детского восприятия, исследовала дидактические вопросы овладения числом, счетом, формой и другими пространственными свойствами вещей, временными отношениями и т. д
Значительный интерес представляют работы Б. Хачапуридзе, предложившего систему дидактических материалов для овладения формой, цветом, количеством, величиной и другими «чувственными» признаками предметов. Основным методом сенсорного воспитания у Б. Хачапуридзе являлась коллективная дидактическая игра, направленная педагогом. Б. Хачапуридзе видел задачу сенсорного воспитания в том, чтобы сформировать у ребенка к концу дошкольного детства совершенное дифференцированное восприятие и научить его активно управлять своими способностями (как сенсорными, так и интеллектуальными) при операциях над чувственными свойствами предметов. В соответствии с этими задачами дидактические игры, предложенные Б. Хачапуридзе, предусматривали необходимость применения ребенком активных интеллектуальных операций (абстракции, обобщения, анализа и синтеза) и овладения словесным обозначением предметов и выделяемых свойств.
Проведем сравнительный анализ трех образовательных программ для детей раннего возраста. В программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой говорится о том, что ребенок раннего возраста усваивает названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Взрослому необходимо в этом возрасте обращать внимание детей на запахи, звуки, цвет, размер предметов; учить рассматривать картинки, иллюстрации, то есть развивать эстетическое восприятие.
Но, в данной программе, в отношении раннего возраста, прослеживается установка на формирование формальных сенсорных знаний и умений, часто не оправданных с точки зрения развития ребенка. Так, например, показатели развития детей от полутора до 1г. 9 мес. сводятся к тому, что они должны уметь ориентироваться в трех контрастных величинах предметов с разницей в 2 см., обозначать свои действия словами и двухсловными предложениями. Такой способ оценки ориентирует воспитателей не на индивидуальный подход, а на «подтягивание» ребенка к формальным одинаковым для всех требованиям.
Статьи по теме:
Особенности управления дошкольным образовательным учреждением на этапе
внедрения педагогических технологий
Алгоритм управленческих действий на этапе внедрения новых педагогических технологий создан Л.Г. Богословец. Данная модель управления педагогическим процессом объединяет коллектив воспитателей, родителей и детей в едином образовательном пространстве, обеспечивающем соответствующее возрасту детей раз ...
Технология формирования опыта
Поставленные задачи решаются в форме занятий с использованием различных методов, таких, как: моделирование ситуаций, наблюдения, развивающие игры, тренинговые упражнения, импровизации, рассматриванием рисунков и фотографий, рассказы детей (описательные, из опыта и т.д.), беседы, обсуждения. Охаракт ...
Специфика развития скоростно-силовых способностей детей старшего
дошкольного возраста
С первых дней рождения и на протяжении всего дошкольного возраста ребенок растет и развивается, особенно это заметно на первом году его жизни. Ребенок в несколько раз увеличивается в своих размерах. Именно в это время необходимо полноценно развивать детей не только психически, но и физически. И поэ ...