Понятие о термине. Состав лингвистических терминов, изучаемых в начальной школе

Аналитическое образование » Изучение лингвистической терминологии на уроках русского языка в начальной школе » Понятие о термине. Состав лингвистических терминов, изучаемых в начальной школе

Страница 2

Многозначным является слово «терминология».

В настоящее время им обозначается:

1) совокупность или некоторое неопределенное множество терминов-слов вообще;

2) совокупность терминов (понятий и названий) какой-либо определенной отрасли знания (медицинская терминология, географическая терминология);

3) учение об образовании, составе и функционировании терминов вообще;

4) учение об образовании, составе и функционировании терминов определенной отрасли знания, употребляющихся в определенном языке, и их эквивалентах в других языках;

5) общее терминологическое учение.

Кроме этого, терминологией иногда непрофессионалы называют любые специальные слова, обычно заимствованные и не всегда понятные».

Отсюда можно также предположить, что "терминология - это совокупность терминов, выражающих исторически сформировавшиеся понятия какой-либо области науки или техники, вообще – специальной сферы человеческих знаний или деятельности.

Говоря о терминологии, лингвисты обычно различают: а) науку о терминах (в этом отношении все более популярным становится термин "терминоведение"); б) специальную лексику в составе всех слов определенного языка; в) специальную лексику, обслуживающую отдельную отрасль науки или техники.

Терминология лингвистическая (от термин и греч. logos — слово, учение) — совокупность слов и словосочетаний, употребляющихся в языкознании для выражения специальных понятий и для называния типичных объектов данной научной области. Терминология лингвистическая включает в себя: 1) собственно термины, т. е. те слова, которые либо вообще не употребляются в языке-объекте, либо приобретают, будучи заимствованными из языка-объекта, особое значение; 2) своеобразные сочетания слов и их эквивалентов, приводящие к образованию составных терминов, входящих в терминологию лингвистическую на одинаковых правах с цельнооформленными единицами.

Терминология лингвистическая, как и терминология любой научной области,— это не просто список терминов, а семиологическая система, т. е. выражение определенной системы понятий, в свою очередь отражающей определенное научное мировоззрение. Возникновение терминологии вообще возможно лишь тогда, когда наука достигает достаточно высокой степени развития, т. е. термин возникает тогда, когда данное понятие настолько развилось и оформилось, что ему можно присвоить совершенно определенное научное выражение. Не случайно важнейшим средством отграничения термина от нетермина является проверка на дефинитивность, т. е. решение вопроса, поддается ли термин строгому научному определению. Термин является частью терминологической системы, только если к нему применима классифицирующая дефиниция (через ближайший род и видовое отличие). Таким образом, термин посредством знаков и слов выражает существенные признаки научного понятия. Языковых понятий в начальной школе насчитывается более 120, а именно:

общеязыковые и речеведческие понятия: общение, язык, речь, слово, высказывание, предложение, текст, устная речь, письменная речь, чтение, письмо, значение слова и др.;

фонетические понятия: звук речи, слог, ударение, гласный звук, согласный, звонкий согласный, глухой согласный, твердый согласный или мягкий, безударный слог (или гласный), пауза, голос, произношение и мн. др.;

понятия графики: буква, строчная и заглавная буква, точка, запятая, вопросительный знак и пр.;

грамматические: часть речи, имя существительное, глагол, предлог, склонение, члены предложения, сложное и простое предложения и пр.;

морфемики и словообразования: корень слова, приставка, основа слова, родственные слова и др.;

лексические: синонимы, антонимы, переносное значение слова, устаревшие слова, многозначность слова и пр.;

понятия т е о р и и речи и риторики: адресат речи, диалог, спор, обсуждение, сочинение, письмо, красноречие, оратор, речевой этикет и др. Эти термины отражены в учебниках по русскому языку для начальных классов в виде правил.

Страницы: 1 2 


Статьи по теме:

Лингвистический компонент содержания обучения иностранному языку
Определить содержание обучения иностранному языку немыслимо без обращения к лингвистике - науке, занимающейся изучением языков как определенных кодовых систем. Люди пользуются языком (кодовой системой) для общения; они осуществляют коммуникацию с его помощью. Методика же изучает проблемы, связанные ...

Понятие "образовательное пространство" и его региональная интерпретация
Одной из особенностей российского общества конца XX — начала XXI в. является коренное изменение качества человека. Это существенно повлияло на состояние педагогической науки. Развивающееся общество, переживающее период перехода от ценностно-нормативной заданности к неопределенности, открытости жизн ...

Виды и типы самостоятельных работ, формы их организации
Для организации самостоятельных работ учителю важно знать их формы и виды, место в процессе обучения. В зависимости от целей, которые ставятся перед самостоятельными работами, они могут быть: 1) Обучающими; 2) тренировочными; 3) закрепляющими; 4) повторительными; 5) развивающими; 6) творческими; 7) ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru