Конечной целью изучения в школе лингвистической терминологии является осознанное ее использование для грамматически правильного и стилистически точного выражения мысли в устной и письменной форме. Но применению знаний необходимо учить, причем учить целенаправленно и систематически.
Любое понятие проходит длительный путь формирования в сознании учащегося, в процессе которого выделяются этапы.
Первый этап — анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятия. На данном этапе осуществляется абстрагирование от лексического значения конкретных слов и предложений и выделение того, что является типичным для данного языкового явления, языковой категории. Учащиеся овладевают такими умственными операциями, как анализ и абстрагирование.
Второй этап — обобщение признаков, установление связей между признаками понятия (установление внутрипонятийных связей), введение термина. Учащиеся овладевают операциями сравнения и синтезирования.
Третий этап — осознание формулировки определения понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними.
Четвертый этап — конкретизация изучаемого грамматического понятия на новом языковом материале. Упражнения на применение знаний на практике. Установление связей изучаемого понятия с ранее усвоенными (установление межпонятийных связей).
Совокупность упражнений предполагает строгий отбор видов упражнений в соответствии с этапом усвоения понятия, его термина и его спецификой, установление последовательности их выполнения с учетом возрастающей сложности и роста самостоятельности учащихся.
Классификация упражнений осуществляется по разным основаниям, и в зависимости от этого получаются разные типы упражнений. Если в основу деления положить характер формируемых знаний, то упражнения делятся на две большие группы: морфологические (включая и лексико-морфологические) и синтаксические. Если же в качестве основы выступает характер деятельности учащихся (точнее, характер умственных операций, которые выполняют учащиеся в ходе упражнения), то выделяются упражнения аналитические, синтетические, упражнения на сравнение классификацию, обобщение.
Предлагается использовать следующие типы упражнений:
Упражнения на использование языковых единиц, называемых заданным термином, в более сложных языковых конструкциях.
Цель: конструирование слов, словосочетаний, предложений, текстов.
образование слов из данных или подбираемых морфем. Пример: составьте слово из данных суффикса, приставки, корня и окончания;
составление гнезд родственных слов (однокорневых). Пример: подбери к слову однокоренные слова;
образование форм слов - их склонение, спряжение, образование форм рода, числа и пр. Пример: просклоняй слово по падежам, измени по числам;
образование словосочетаний различных типов, с предлогами и без;
составление предложений различных типов: простых, сложных, с союзной связью и пр.;
составление (конструирование) текстов различных типов: повествования, описания, сравнительного описания и мн. др.
Упражнения на поиск языковых единиц в соответствии с заданной терминологией.
Цель: формировать умение выделять существенные признаки термина.
Языковой анализ имеет следующие виды (начинаем от крупнейших единиц - от текста):
языковой анализ текста. Пример: определить тип текста: описание, повествование, рассуждение;
синтаксический анализ (в пределах предложения). Пример: определить тип предложения по цели высказывания;
морфологический анализ (части речи, их формы). Пример: выписать из текста отдельно имена существительные, имена прилагательные, глаголы;
анализ и характеристика лексики. Пример: определить значение термина, его толкование (возможно использование толкового словаря), объяснение словообразования;
морфемный анализ (состав слова). Пример: выделить в слове приставку, корень, окончание, основу;
фонетический анализ (фонемы, звуки, буквы, слоги, ударения).
Пример: выделение звуков в слове, их количество; соотнесение звукового и буквенного состава слова; объяснение всех случаев несовпадения буквы и звука; характеристика звуков: гласные - согласные, твердые-мягкие согласные, звонкие-глухие и пр., их отличия; слогоделение, ударяемые и безударные слоги; ударение.
На сравнение языковых единиц, называемых терминами одного класса.
Цель: выявление существенных признаков терминов одного класса.
Работа с определениями терминов. Например, выделение общего в определении термина, нахождение различий, определение функции данного термина.
Задания типа: сравни определение имени существительного и имени прилагательного. Что общего? Чем различаются эти определения?
На создание тематических групп терминов.
Цель: формировать умение группировать термины по общим признакам.
Классифицировать термины можно на различных основаниях, например, лексические термины, морфологические, фонетические, грамматические, термины графики, морфемики, словообразования.
Задания типа: из терминов – антоним, корень, основа, омоним, звук, суффикс, фонема – выпиши те, которые обозначают части слова.
Статьи по теме:
Опытно-экспериментальная работа по формированию композиционных умений у
школьников младших классов в процессе создания композиций из тестопластики
В опытно-экспериментальной работе для успешной реализации цели и задач выпускной квалификационной работы была проведена исследовательская работа с детьми 10-11 лет в три этапа: -констатирующий эксперимент; -формирующий эксперимент; -контрольный эксперимент. На протяжении всего эксперимента на урока ...
Формы патриотического воспитания
Патриотическое воспитание младших школьников является одной из основных задач образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста – это целенаправленный процесс педагогического ...
Из опыта работы педагогов
Развитие системы образования происходит в непрерывном взаимодействии педагогической науки и образовательной практики. Оригинальные подходы к обучению, использование новых методик и технологий, педагогические находки учителей дают широкую возможность изучения, анализа и использования в своей практич ...