Для определения причин школьной неуспеваемости необходимо учитывать несколько факторов.
Во-первых, это общие показатели здоровья ребенка, группа здоровья, наблюдения у специалистов. Проблемы соматического состояния решаются специалистами, психологическая помощь в этом случае носит поддерживающий характер, при соблюдении всех медицинских рекомендаций.
Во-вторых, необходимо учитывать социальную ситуацию развития ребенка, особенности детско-родительских отношений, взаимоотношения «учитель – ученик», адекватность требований взрослых психическим и физическим возможностям ребенка. Психологическое сопровождение в этом случае включает консультирование родителей и педагогов, проведение просветительской работы.
Важным для психолога является умение дифференцировать негативные поведенческие проявления, которые могут быть объяснены психофизиологическими особенностями определенного возраста и носят временный характер, от дезадаптивного поведения, вызванного социальными условиями или нарушениями психоневрологической сферы.
Процесс обучения в 5-7 классе связан с выраженной перестройкой в деятельности основных физиологических систем организма ребенка, когда учебная работа и умственная активность сопровождается высоким функциональным напряжением. Это может проявляться в повышенной утомляемости, в усилении импульсивности, в снижении произвольности психических процессов.
В начале обучения в 5-ом классе проходит процесс адаптации к новым учебным условиям, который включает социальный, психологический и физиологический аспекты. Рассмотрим три основных этапа физиологической адаптации.
I этап – ориентировочный: в ответ на весь комплекс воздействий, связанных с новой формой обучения , организм пятиклассника испытывает напряжение практически всех систем Этим объясняется низкий уровень и неустойчивость работоспособности, концентрации внимания. Педагоги и родители отмечают «забывчивость», «рассеянность» ребенка. Длится этот этап 2-3 недели.
II этап – приспособительный : организм школьника ищет оптимальные варианты реакций на педагогические воздействия и родительские требования. Несоответствие требований взрослых и возможностей пятиклассника приводит к тому, что в конце учебного дня резко выражается утомление, снижается учебная активность. В зависимости от адаптационных возможностей, соматического состояния этот период по времени индивидуален для каждого ребенка.
III этап – относительно устойчивого приспособления: организм ребенка находит оптимальные варианты реагирования на учебную нагрузку. пятиклассник вырабатывает способы поведения, которые помогают ему избегать получения отрицательных оценок взрослых в прямом и переносном смысле. Психофизиологии отмечают, что весь период адаптации продолжается приблизительно 5-6 недель. Особенно сложным считается первый месяц обучения.
В дальнейшем, на 5-6 неделе обучения, становятся более устойчивыми показатели работоспособности, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма, наступает относительное приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением. И хотя период острой физиологической адаптации заканчивается, весь первый год можно считать периодом неустойчивой и напряженной регуляции всех систем организма.
Статьи по теме:
Система
самостоятельных работ тематического контроля знаний учащихся
В этом параграфе мы рассмотрим систему контрольных самостоятельных работ, составленную с учетом возможностей и уровня подготовки учащихся 8 класса при организации личностно - ориентированной формы обучения. Самостоятельная работа № 1. Форма проведения. Индивидуальная. Письменная работа. Время прове ...
Педагогические взгляды и деятельность Иоганна
Генриха Песталоцци
В 1766 году один двадцатилетний юноша полюбил девушку и решил предложить ей руку. Юноша был беден, девушка — из семьи богатого купца; надежд на брак было мало. Все же юноша написал девушке письмо и рассказал, что ее ожидает, если она решится принять предложение. Прежде всего он отметил: «О моей вне ...
Особенности зрительного восприятия детей с нормой и нарушениями зрения
зрительный восприятие анализатор амблиопия Развитие и использование зрительного восприятия в обучении слепых детей с остаточным зрением и слабовидящих является в настоящее время коренной проблемой тифлопсихологии и тифлопедагогики. Исследовав и изучив множество источников и работ таких исследовател ...