Особенности преподавания школьного курса Обществоведения в переходную эпоху

Аналитическое образование » Школьное гуманитарное образование в России в условиях переходного периода в 90-е гг. XX века » Особенности преподавания школьного курса Обществоведения в переходную эпоху

Страница 5

Программа курса «Граждановедение. 9-5 кл.» представляла собой попытку авторского коллектива дать собственную версию содержания и построения обществоведческого образования с акцентом на проблемы воспитания. Содержание курса определялось не традиционным сочетание основ общественных наук, привычным для преподавателя, а проблемами общественной жизни, которые вызывали интерес у учащихся.

Два документа - письма Министерства образования «О гражданском образовании и изучении Конституции РФ» (от 06.02.1995 г.) и «О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях РФ» (от 19.03.1996 г.), определившие нормативно-правовую базу гражданского школьного образования, сформировали в обществоведческом образовании два доминирующих компонента — политический и правоведческий.

С оформлением в 1995 г. Концепции правового образования в школе, являющейся своего рода стандартом правового образования школьников, активно разрабатывались вариативные программы обществоведческих правовых курсов: «Права Человека свободной страны» (авт. Н.И. Элиасберг)4, «Из историй права» (авт. С.А. Морозова), «Основы правоведения» (авт. С.А. Морозова, Н.И. Элиасберг)2.

В 1996-1998 гг. были опубликованы программы курсов: «Граждановедение» для 5-7 классов (авт. Я.В. Соколов и др.), «Введение в обществознание. 8-9 кл.» (авт. Л.Н. Боголюбов и др.), «Азбука гражданина. 8-9 кл.» (авт. В.О. Мушинский), «Основы правоведения. 8-9 кл.» (авт. В.О. Мушинский), «Основы гражданских знаний. 9 кл.» (авт. О.В. Кишенкова), «Человек. Обществоведческий курс. 9 кл.» (авт. П.С. Гуревич), «Политология. 10-11 кл.» (авт. Р.С. Мухаев), «Основы культуроведения. 10-11 кл.» (авт. П.С. Гуревич) и др.3

К примеру, программа курса «Азбука гражданина»4 базировалась на предложенной автором концепции гражданско-правового образования, в соответствии с которой, в 5-7 классах пропедевтическую функцию выполнял курс «правила нашей жизни», а в старших классах гражданское и правовое образование завершалось курсом «Основы правоведения». Основная цель курса заключалась в том, чтобы дать учащимся эмпирические знания о правовом статусе гражданина России, его политических социально-экономических правах, о государственном устройстве. В программе давалось юридическое толкование понятия «гражданин» и не рассматривался его морально-этический аспект.

Характеризуя программы по общественным дисциплинам в 90-е гг. можно отметить следующие особенности:

- рассмотренные программы иллюстрировали разные авторские подходы к определению содержания образования и позволяли реализовывать разработанную Министерством общего и профессионального образования России стратегию развития вариативного обществоведческого образования на основе Базисного учебного плана РФ с учетом национально-региональных особенностей. Распределение учебных часов и содержание материала по темам в рамках курса проводил сам учитель в зависимости от собственной подготовки, подготовленности учащихся и обеспеченности учебно-методическим материалами.

- основным принципом проектирования различных вариантов учебных программ по обществознанию выступал принцип модульности по семи содержательным линиям (общество как целое, экономическая, политическая, социальная, духовная сферы жизни общества, человек, отношения общества и природы). При этом выделялись три модуля в рамках учебной программы: базово-инвариантный, вариативно-предметный, коррекционный.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Статьи по теме:

Психологическая характеристика особенностей развития детей в возрасте 10-12 лет
Возрастной период 10-12 лет заключает в себе большие возможности для развития полноценной личности. Именно на границе перехода от младшего школьного к подростковому возрасту решаются специфические задачи личностного развития и взросления человека, идет интенсивное усвоение культурных ценностей, опр ...

Количественные методы в педагогике
Качественное и количественное в явлениях окружающего мира неразрывно связаны; поэтому качественные и количественные характеристики педагогических явлений надо изучать в единстве. Необходимо различать два основных направления в использовании количественных методов в педагогике: первое – обработка ре ...

Требования, предъявляемые к качеству учебной литературы
Качество образовательного процесса во многом определяется содержанием и уровнем его методического обеспечения. Опыт методической работы в учебных заведениях позволяет констатировать, что проблемы с содержанием учебной литературы все еще актуальны. Содержание учебной литературы должно быть направлен ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru