Исследователи отмечают, что ставшее традиционным разделение способностей на общие и специальные является достаточно условным, ведет к метафизическому разрыву между данными понятиями.
Рассмотрение положения теории способностей составляет научную основу нашего исследования, и позволяет обратиться к изучению более узких вопросов, касающихся непосредственно творческих способностей.
Определение творческих способностей и их составляющих мы находим в трудах Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Г.Н. Лабунской, А.А. Мелик-Пашаева, З.Н. Новлянской, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова и др. Творческие способности рассматриваются в качестве наиболее общих компонентов специальных способностей, обусловливающих успешность освоения индивидом различных видов творческой деятельности.
В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историкокультурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные творческие способности, сложившиеся в процессе человеческой истории: 1) реализм воображения; 2) умение видеть целое раньше частей; 3) надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуальные качества личности, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.
В нашем исследовании речь идет о художественно-творческих способностях. Художественную окраску способностям, проявляющимся в творческой деятельности придает ее художественный характер. Художественность ‑ одно из важнейших понятий в эстетике искусствознании, отражающее специфическую особенность искусства как формы отражения и познания действительности. К художественным видам деятельности принято относить изобразительную деятельность со всем многообразием ее видов (непосредственно изобразительную (рисование), декоративную (украшательскую - декорирование и дизайн) и конструкторскую (конструирование из различных материалов - природного, бросового, бумажного т.д.) . В детском саду дошкольники осваивают практически все виды изобразительной деятельности (рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д.).
Итак, обобщая результаты анализа психолого-педагогической литературы, можно констатировать, что проблема художественно-творческих способностей является достаточно сложной и дискуссионной. Особые разногласия вызывает вопрос о структуре художественно-творческих способностей и ее компонентов. Вместе с тем, в результате изучения литературы была выявлена общая тенденция к включению в состав творческих способностей тех свойств, которые в той или иной степени определяют содержание художественного образа в различных видах искусства. В качестве главных художественно-творческих способностей, исследователи, чаще всего, называют эмоциональную отзывчивость, эстетическое восприятие, творческое мышление и творческое воображение.
Статьи по теме:
Нормативная правовая база Российской Федерации по дошкольному образованию
В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого человека на образование занимает главенствующее положение. Впервые это право было закреплено в ч.1 ст.26 Всеобщей декларации прав человека 1948г. и получило свое дальнейшее развитие в ч.1 ст.13 Международного пакта об экономических, социал ...
К вопросу о формировании универсальных учебных действий в процессе преподавания элективного курса по математике
В последние годы наблюдаются общемировые тенденции перехода от индустриального к информационному обществу, в связи с чем выдвигаются новые требования к системе образования. Стратегическая задача развития школьного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на ...
Дидактические игры и упражнения, и их значение
В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с цветом, формой, величиной, пространством, звуком. Много таких дидактических игр представлен ...