Экологическая психология и образование

Страница 1

Традиционно в педагогической практике процесс экологического образования детей связывается в первую очередь с их экологическим, а чаще просто биологическим просвещением и порой вовсе отождествляется с последним. При этом экологическая воспитанность рассматривается как некое обязательное следствие экологического просвещения. Предполагается, что если ребенок будет достаточно экологически эрудирован, то он «автоматически» окажется и экологически воспитанным. Реальность свидетельствует, что экологическое образование оказывается малоэффективным, когда оно базируется только на сообщении детям соответствующих знаний. Кардинальные решения в сфере психолого-педагогической деятельности по развитию экологического сознания лежат в принципиальном изменении характера отношений человека к природе, и поэтому особое значение приобретает поиск механизмов и средств преобразования мотивационно-потребностной сферы личности (прежде всего растущего человека), соответствующих установок и целей в ее преобразовательной деятельности, в практическом взаимодействии с природной сферой, выработки готовности к определенному пониманию ее и поведению. Взаимодействие человека с миром природы происходит на всех этапах онтогенеза. Поэтому очень важно, чтобы уже в раннем детстве дети получили достоверные знания и приобретали практические умения, направленные на доброжелательное общение с природой, что способствовало бы у них формированию экоцентрического типа сознания.

Поэтому сегодня мы работаем над созданием экологизирующей образовательной среды, т.е. способствующей формированию экологической личности в соответствии с её возрастными особенностями развития экологического сознания.

Таким образом, мы в своей работе ежедневно используем знания экологической психологи.

Экологическая психология (психология среды) — междисциплинарная область знаний о психологических аспектах взаимоотношения человека и окружающей среды (пространственно-географической, социальной, культурной), органично включенной в жизнедеятельность человека и служащей важным фактором регуляции его поведения и социального взаимодействия. Находится на стыке психологии и социальной экологии как особой дисциплины, изучающей широкий круг социально-гуманитарных проблем взаимоотношения человека и окружающей среды. Складываясь на базе отдельных исследований психологии человека, испытывающего воздействие окружающей его среды — архитектурной, производственной (см. Эргономика), рекреационной (жилище) и др., — экологическая психология накопила ценный фактический материал. Исследования в области экологической психологии приобретают в настоящее время особую актуальность в связи с поиском эффективных путей выхода из экологического кризиса, что выдвигает на первый план такие проблемы:

1) исследование экологического сознания путем выявления особенностей восприятия человеком окружающей его среды и выделение значимых для субъекта факторов ее неблагоприятного развития;

2) выявление мотивации экологического поведения, раскрывающее причины поступков лиц как ответственных за нанесение ущерба окружающей среде, так и стремящихся любыми (в том числе неадекватными) способами воспрепятствовать этому процессу;

3) анализ закономерностей психологических последствий экологического кризиса (нарушения психического здоровья, рост преступности, демографические сдвиги и др.);

4) разработка психологических средств пропаганды ориентированной на формирование представлений, адекватных истинной экологической обстановке. Внедрение новых научно-технических проектов и разработок, так или иначе воздействующих на окружающую среду, должно подвергаться тщательной эколого-психологической экспертизе.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Роль исследовательской работы в личностно-ориентированном подходе к обучению
Важность и необходимость личностно-ориентированного подхода к обучению учащихся, особенно подросткового возраста, обуславливает тенденцию перехода от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения. Активные методы обучения, не только наполняют учебно-познавательный процесс ...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся как цель и условие реализации коммуникативного подхода на старшем этапе обучения иностранному языку
Система личностно ориентированного образования предусматривает превращение учащегося из объекта педагогической деятельности в субъекта этой деятельности, что делает коммуникативный метод обучения иноязычному говорению наиболее адекватным и эффективным. Коммуникативность проявляется в следующих аспе ...

Роль игры в воспитании личности
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru