Четыре года обучения в начальной школе - это время для запуска многих потенциальных возможностей ребенка. Эти возможности сугубо индивидуальны и в любой детской натуре их множество. Современные образовательные технологии чаще всего ориентированы на среднее и старшее школьное звено, упуская проблемы начальной школы, а ведь именно на первой ступени образования возникают сложности, предопределяющие последующие трудности в воспитании и обучении учеников.
Основная цель, которую я ставлю в работе с каждым ребенком - это формировать гармоничную личность и помочь ребенку в раскрытии дремлющих способностей.
Работая в школе, на внеклассных мероприятиях и уроках присутствует мой добрый союзник - Его Величество Театр.
У меня нет театрального образования, но не зря говорят, что учитель и актер имеют родственные души. Все знания о театре я черпаю из книг об искусстве, из своих наблюдений во время сценических представлений и из практической деятельности. Я заметила что, детям 1-2 классов больше нравится играть с куклой за ширмой, чем выступать самим на большой открытой сцене перед публикой. Они охотно отдают свои слова и поступки тряпичному герою и, прикрываясь им, свободнее выражают себя. Ведь одна из задач школы выпускать учащихся свободно владеющих навыками устной и письменной речи, но далеко не каждый выпускник способен четко, внятно, логично строить свои высказывания. Всем известно, что хорошо развитая речь - показатель культуры человека, она выполняет функцию общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения и общения в школе.
В 1 классе я столкнулась с проблемой, волнующей педагогов и психологов. В период психологической адаптации ребёнка к школе у 21% первоклассников возникали страхи, срывы, заторможенность, а у 48% наоборот, развязность и суетливость. У большинства детей отсутствовали навыки произвольного поведения, были недостаточно развиты память и внимание. У 8% - недоразвитие речи, 16% с фонематическим недоразвитием, 44% с нарушением звукопроизношения. Самый короткий путь, на мой взгляд, эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Игра - оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатство родного язык, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам. Игры с ручными куклами не только отвлекают ребенка от речевых трудностей, но и оказывают благоприятное воздействие на развитие речи. Театрализованные игры во внеурочное время (в группе продленного дня), использование разнообразных театральных приемов на уроке рассчитаны на активное участие ребёнка, который становится соучастником педагогического процесса. Причем, в совместной деятельности идет поиск ответа на возникшие в процессе работы вопросы, что способствует накоплению теоретических знаний и практических умений. Я строю обучение таким образом, чтобы сумма вопросов в целом давала систематическое представление об изучаемом предмете. Новые знания на уроке преподношу в виде проблемных ситуаций, требующих от школьников и меня совместных активных поисков. Так ход урока характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь результата через коллективное творчество. Основным принципом моей развивающей деятельности является расширение взаимодействий учеников, работа в “зоне ближайшего развития” (Л.С. Выготский), а не тактика доступности. В основу реализации театральной деятельности во внеурочное время и использование элементов театральной педагогики на уроке положен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности. Я считаю, что чем меньше запрограмированности в деятельности детей, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочнее становится их эмоциональный мир.
Каждый из нас знает - развитие речи в начальных классах - одно из главных направлений работы. От успешности решения его во многом зависит качество дальнейшего обучения младших школьников. Объектом внимания является как устная, так и письменная речь. Ведь на основе развития устной речи вырабатывается большинство умений в области письменной речи. А это один из законов обучения русскому языку. Работая 20 лет учителем начальных классов я давно обратила внимание, что учащиеся часто испытывают серьезные проблемы с овладением навыками письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому для меня важно в 1 классе развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Цель: оказание помощи детям по преодолению неуспешности в обучении, решение проблемы опережающего усвоения устной речи перед письменной с помощью речевых разминок и грамматических разминок средствами театральной педагогики.
Задачи:
Развивать мелкую моторику рук;
Совершенствование звуковой культуры речи (работа над дикцией, интонацией, темпом речи);
Обогащение активного словаря школьников;
Развитие интереса к звучащему слову, меткости и выразительности речи;
Развитие коммуникативных навыков, произвольного внимания, памяти;
Развивать творческие способности;
Воспитывать зрительскую культуру, творческие способности, эмоционально-волевую сферу.
Ожидаемые результаты:
Повышение познавательной активности и успеваемости.
Повышение уровня развития мелкой моторики.
Формирование четкой, грамотной речи.
Развитие творческих способностей.
Формирование самостоятельности.
Формирование навыков эффективного общения.
Улучшение способности к концентрации внимания.
Улучшение памяти.
Формирование навыков зрительской культуры.
Мои уроки главным образом направлены на развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, а так же на развитие памяти, воображения, произвольного внимания, формирование четкой, грамотной речи через кукольную театральную деятельность, то есть через ведущую деятельность ребёнка - игру. Каждый учитель - режиссер. Как говорил К.С. Станиславский: “…мало изучить “систему", надо на ее основе придумать свою". Я предлагаю вам свою систему воспитания и обучения через введение в урок, внеклассные мероприятия - театрализации. Работа с театральными куклами не требует каких - либо специальных знаний в области театра, театрального искусства. Она доступна любому педагогу начальных классов. В силу особенностей детского мышления и восприятия, преобладания индуктивного процесса познания над дедуктивным, конкретного мышления над абстрактным, единичного над общим, эмоционального над рациональным, современная педагогика предлагает ориентироваться при обучении детей прежде всего на их эмоциональный интерес к предмету обучения. С использованием методов театральной педагогики эмоциональный интерес к любому виду деятельности формируется и поддерживается, прежде всего, разнообразием самого процесса труда, вариативностью технологий. Методы, формы и содержание театральных упражнений, которые я предлагаю детям, реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, сглаживая рамки урока, развивают полезные для учебы и искусства психологические структуры (внимание, воображение, мышление, волю, память); придают учебному дню привлекательные для детей качества интересного и веселого труда. С кукольным театром мои ученики знакомятся с первого дня, точнее с первой минуты пребывания в школе. Театральные куклы приветствуют малышей, знакомят с правилами поведения в школе, рассказывают о волшебных словах. Они мои помощники в первом классе: помогают объяснить новую тему, провести физкультминутку, прочитать сказку, разнять драчунов на перемене. Дети безоговорочно вступают в предложенную игру. Отвечая на вопросы, ребята смотрят прямо в блестящие пуговичные глазки театральной куклы. Их вовсе не смущает тот факт, что она говорит моим голосом. Я внимательно приглядываюсь к ребятам, стараюсь подметить у каждого, пусть даже маленькую крупицу хорошего, и обязательно похвалить.
Структурные компоненты занятий
Артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика, направленная на развитие речевого аппарата, активизирует подвижность губ и языка. Занятия начинаются с разминки, на которой я разучиваю с детьми статические и динамические упражнения для артикуляции. За материалом обращаюсь к книгам по логопедии. Работа с таблицей гласных и артикуляционных упражнений на ее базе дает возможность тренировать не только речь ребенка, но и навыки коллективной работы, где требуется с одной стороны одновременность, с другой стороны, необходимы и тренировка, раскрытие, активизация своеобразия, самобытности, самостоятельности каждого ребенка. Этой задаче раскрытию "Я" личности ребенка служат игровые исполнительские задания, где могут быть разные варианты исполнения и каждый ребенок может предложить свой вариант в соответствии со своим пониманием и выдумкой.
Статьи по теме:
Организация и руководство кружка по оригами
Целью изучения искусства оригами является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов. В процессе обучения предусматривается решение следующих задач: воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труд ...
План взаимодействия с родителями
Игра требует достаточно большой по объему работы со стороны педагогов и родителей, поэтому мы выстраиваем их взаимодействие по определенной схеме. Из которой понятно, что значительная часть предварительной работы ложится на плечи воспитателя. Успех реализации опыта, на наш взгляд, имеет прямую зави ...
Текущая подготовка к занятиям
Подготовка к проведению темы из программы производственного обучения в себя включает: 1. Постановку целей изучения темы, точнее корректировку целей, сформулированных в ПТП. Эти цели мастер формулирует до встречи с группой, опираясь на усредненные представления об учащихся. ПТП определяет учебно-про ...