Фасилитация в профессиональном образовании

Аналитическое образование » Фасилитация в профессиональном образовании

Страница 3

Преподаватель-фасилитатор повышает эффективность обучения, прежде всего, за счет оптимизации процесса совместной работы в группах «преподаватель–студент» и «студент-студент». При этом важны формы и способы внутригруппового взаимодействия: как обучающиеся разговаривают друг с другом, как находят общее понимание проблем, как принимают решения и разрешают конфликты.

На основе анализа и обобщения современных психолого-педагогических исследований, посвященных проблеме педагогической фасилитации, можно заключить, что наметился определенный отход от традиционного понимания сущности этого понятия. Чаще оно рассматривается как качественная характеристика педагога. В то же время обращение к истории возникновения термина позволяет нам утверждать, что в своей основе фасилитация представляет собой процесс взаимодействия преподавателя со студентами, соответствующий определенным характеристикам.

Одним из важных вопросов, который до настоящего времени специально не рассматривался, является вопрос о механизмах педагогической фасилитации. Изучение литературы показало, что встречаются лишь упоминания о них, которые даются в словарных статьях по психологии, в частности в словаре под редакцией А.В. Петровского. Но и они касаются социальной, а не педагогической фасилитации.

Сам процесс актуализации в сознании индивида образа другого человека, выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида, А.В. Петровский называет отраженной субъектиостыо, определяя ее как идеальную представленность одного человека в другом, инобытие кого-либо в ком-либо. Отражаясь в других людях, человек выступает как носитель деятельного начала, способствующего изменению взглядов, формированию новых побуждений, возникновению ранее не испытанных переживаний.

Таким образом, личность открывается людям как значимый для них другой источник новых смыслов. Феноменология отраженной субъектности охватывает три взаимосвязанные группы явлений.

Активизирующим началом здесь оказывается актуальный образ значимого другого, складывающийся у людей в условиях непосредственного взаимодействия с ним. Это, во-первых, направленное влияние: субъект ставит перед собой задачу добиться желаемого результата (например, произвести на кого-то впечатление, вынудить его сделать что-либо и т.д.) и реализует свой замысел. Во-вторых, ненаправленное влияние: субъект не стремится вызвать ту или иную реакцию у другого человека, но тем не менее обусловливает изменения в нем. Таковы, к примеру, явления фасилитации и ингибиции. К категории ненаправленных влияний относятся возможные изменения в психике и поведении индивидов в условиях контакта со значимым другим: динамики мыслительной деятельности (например, повышение уровня креативности), перцепции (снижение порога возникновения иллюзий), когнитивной сложности (повышение или снижение мерности субъективных семантических пространств), эмоциональных проявлений (усиление или ослабление агрессивности) и т.д.

Отраженная субъектность здесь выступает как действенность представлений памяти или воображения. Носитель отраженной субъектности другого человека открывает в себе два смысловых и вместе с тем силовых центра: «Я» и «Другой во мне». Далее когда человек, оцениваемый как значимый другой, ушел из жизни, переживание его бытия во внутреннем мире субъекта может сохраняться, а иногда даже усиливается.

В этом случае фактически снимаются диалогические формы связи между индивидом и значимым другим. Отраженная субъектность последнего неотделима от «Я» индивида. Феномен отраженной субъектности – результат процесса персонализации.

На основании изложенного мы можем выдвинуть предположение о том, что педагогическая фасилитация основана на механизме отраженной субъектности. Он выражается в ненаправленном влиянии профессионально-личностных качеств и стиля преподавателя на формирование соответствующих качеств у студентов, с одной стороны, и направленном влиянии на них в условиях специально организованного взаимодействия, включающего потребностно-ориентированные методы, полисубъектность и индивидуализацию обучения, с другой.

В современных исследованиях основное внимание уделяется фасилитатору. Недостаточно изучен вопрос о студенте как активном участнике процесса фасилитации. Однако он предполагает присутствие двух субъектов: педагога и студента. Характеристики и одного, и другого будут влиять на продуктивность обучения.

На основе анализа литературы мы пришли к выводу о том, что предпосылкой для овладения технологией фасилитации является достаточный уровень развития таких качеств, как эмпатия, рефлексия, лидерство и коммуникативность. Но кроме этого преподавателю, чтобы стать фасилитатором, необходимо получить научные, систематизированные знания об этом феномене.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Традиционно-педагогические методы изучения педагогической действительности
Традиционными принято называть методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки. Это методы, которыми пользовались Платон и Квинтилиан, Коменский и Песталоцци; применяются они в науке и поныне. К традиционным методам педагогических ...

Нормативная правовая база Российской Федерации по дошкольному образованию
В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого человека на образование занимает главенствующее положение. Впервые это право было закреплено в ч.1 ст.26 Всеобщей декларации прав человека 1948г. и получило свое дальнейшее развитие в ч.1 ст.13 Международного пакта об экономических, социал ...

Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников
В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отделенных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует. Следует иметь в виду, что по мере ра ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru