На сайте в сети Интернет http://www.ug.ru/ug_pril/gv/99/30/t3.htm размещена программа по граждановедению учителя из г. Кемерово Галины Довгаль «Общество. Человек. Его права и свободы». Этот интегрированный курс рассчитан на сквозное обучение школьников с 8-го по 11-й класс. «Он может использоваться в вариативной и инвариативной части базисного плана как альтернативный курс «Обществознание». Курс включает разделы: человек и общество, вопросы современного Российского законодательства, права и свободы человека и гражданина. Материал строится вокруг конкретных проблем из реальной жизни. Данный курс можно использовать в общеобразовательной школе и в классах с углубленным изучением общественных и гуманитарных дисциплин. В процессе работы используются различные методы контроля знаний, умений, навыков школьников: фронтальный и индивидуальный опрос, диктанты, тесты, решение логических задач, «синквейн», зачеты, олимпиады и т.д.».
Курс состоит из шести разделов. Основными темами разделов являются: взаимоотношения человека и общества, экономика, основные права и свободы гражданина, гражданское общество и правовое государство, обязанности граждан, семейные отношения.
Анализируя предложенный интегрированный курс в данном описании, можно сказать о неплохой его теоретической разработке.
К интеллектуальным навыкам относятся: умение выражать свои мысли в письменной и устной формах, вести дискуссию, слушать другого, аргументировано защищать собственную точку зрения, работать с источниками информации, критически анализировать их, отказываться от общепризнанных клише, стереотипов, предрассудков. К социальным навыкам относятся: чувство сопереживания другому, стремление к социальной справедливости, готовность придти на помощь в сложной ситуации. Теоретической основой предложенных уроков послужили статьи Всеобщей декларации прав человека. Темы же выбраны из методических разработок Молодежного центра прав человека и правовой культуры и из ситуаций, случавшихся в жизни.
Пособие «Что такое граждановедение?» имеет ряд положительных отзывов со стороны коллег автора. Однако пособие скорее призвано привлечь внимание к проблемам гражданского образования, в общем, и к интерактивным методикам в частности, чем стать действительно основным курсом гражданского образования в школе в среднем звене.
Пособие очень актуально в том смысле, что акцентирует внимание на нетрадиционных методах преподавания материала, однако вообще не содержится ни какой информации о теоретических аспектах изучаемых проблем. Его хорошо использовать при демонстрации возможностей гражданского образования, применять отдельные его части на школьных предметах гуманитарного цикла, а также использовать на факультативных курсах по гражданскому образованию.
Рассмотренные материалы весьма разнообразны и оригинальны, и имеют большое практическое и теоретическое значение. Их применение в рамках других курсов и программ существенно повысило бы их эффективность.
Анализ научных источников по теме исследования позволил сделать следующие выводы:
Строить здоровое общество и сильное государство может только человек с гражданским мироощущением. Человек, воспитанный в духе гражданственности и патриотизма, - это уникальная личность, способная самостоятельно анализировать события и явления, имеющая свою точку зрения, независимую от политической конъюнктуры, готовая сделать свой вклад в построение правового государства и гражданского общества.
Определяя основные педагогические условия формирования гражданственности и патриотизма, следует отметить:
- необходимо объединить педагогические усилия семьи, школы, органов государственно-общественного управления;
- следует продумать, как обеспечить добродетельную мотивацию школьников, чтобы они проявляли сострадание, а не жестокость, гордость, а не воинствующую непримиримость;
- надо чаще обращаться к образцу, примеру – этим традиционным для русского менталитета средствам гражданского воспитания, использовать в работе с детьми достойные примеры для подражания в повседневной жизни, литературе, наследии русских просветителей;
- гражданственность созидательна, а значит, формировать ее надо через деятельность;
- нравственно-духовные ценности, в том числе чувство долга, совесть, любовь к Отечеству, закладываются культурой учебного процесса, формируются атмосферой образовательного учреждения, установившимися нормами взаимоотношения учеников с учителями, духом школы.
Статьи по теме:
Анализ учебников по истории Древнего мира
На изучение истории в 5 классе отводится не менее 45 ч. Культурно-исторический материал занимает в курсе значительное место. На изучение всех этих вопросов в программе отведено недостаточно времени. При изложении культурно-исторического материала должны быть показаны исторические условия развития к ...
Формирование коммуникативной компетенции учащихся как цель и условие реализации
коммуникативного подхода на старшем этапе обучения иностранному языку
Система личностно ориентированного образования предусматривает превращение учащегося из объекта педагогической деятельности в субъекта этой деятельности, что делает коммуникативный метод обучения иноязычному говорению наиболее адекватным и эффективным. Коммуникативность проявляется в следующих аспе ...
Экспериментальное исследование уровня сформированности воображения у
младших школьников с нарушением интеллекта
Целью данного экспериментального исследования является изучение состояния сформированности воображения умственно отсталых школьников 4-Б класса. Проводя экспериментальные исследования, мы ставили следующие задачи
: 1. Выявить возможности умственно отсталых учеников рисовать предметы и явления ранее ...