Опираясь на мнение педагога Ермонской В. В., не мало важным остается в композиции декоративное и художественное оформление интерьера и экстерьера, в свою очередь рельеф является видом изобразительного искусства и в частности скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих над плоскостью фона. Рельеф выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально. Рельеф, таким образом, противоположен круглой скульптуре. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из теста, камня, глины, металла, дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки. В зависимости от назначения различаются архитектурные рельефы на фронтонах, фризах и плитах.
В архитектонике данного вида изобразительного искусства, имеются виды рельефа, расписывающиеся при его создании, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма.
Горельеф (фр. haut-relief — высокий рельеф) —имеет выпуклое изображение и выступает над плоскостью фона более чем на половину объема. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Наиболее известным примером горельефа в период античности — Пергамский алтарь. Горельефы часто используют для украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий. Они позволяют отобразить многофигурные сцены и пейзажи,
Рельеф строится по тем же композиционным законам, что и круглая скульптура, он имеет свои отличительные особенности: во-первых, третье измерение, глубина в рельефе всегда дается в сокращенном виде; во-вторых, в зависимости от назначения рельеф бывает более или менее плоским- барельеф или выпуклым, высоким- горельеф. Скульптурное изображение, рассматриваемое с большого расстояния, лепится в горельефе. Небольшой по размеру рельеф выполняется в барельефе.
Как правило, горельеф связан с архитектурой, и в силу этого его размер и композиция во многом предопределяются характером архитектуры, назначением здания, высотой, возможностями обозрения на расстоянии. Рельефу доступны бытовой и исторический жанры, частично пейзажный в виде фона. В качестве исторической композиции можно привести горельеф Ф. Рюда "Марсельеза" (1833-1836 гг.) или "Песня отправления в поход" (1852 г.) для арки Победы на Площади Звезды в Париже. Помимо многих других композиционно-пластических достоинств, в горельефе Ф. Рюда точно найдена мера отрыва выступающих объемов от плоскости и сохранено их единство с фоном, с динамичной композицией.
Особая разновидность рельефа — медальное искусство. В плоском рельефе медали сокращение объема зачастую делается не по законам перспективы, а по законам светотени при хорошо найденных очертаниях предмета и его места в композиции.
Отмечая закономерности нашего зрения и особенности построения рельефа М. Г. Манизер писал: "Посмотрите на не очень удаленный предмет сначала одним глазом, а затем двумя, и вы убедитесь, насколько второй стереоскопический взгляд дает больше для понимания пространственного построения формы, чем первый… Как легко убедиться, для рассмотрения предмета вблизи нам приходится в большей степени сводить зрительные оси, чем при рассмотрении его вдали. В первом случае, то есть в лепке плоского рельефа небольшого размера, сведение и разведение осей для определения глубинной меры более ощутимы, чем во втором случае — лепке рельефа выпуклого и рассматриваемого издали. Отсюда и вытекает необходимость делать медали площе, чем ту же композицию в большом размере. Последнюю нужно делать по ее глубинной мере значительно большей" .
Известно, что главенствующее положение в пластическом искусстве занимает человек, и это обязывает ваятеля с максимальным вниманием относиться к отбору и изучению натуры, к средствам материализации в скульптурной композиции ее "человеческого" содержания — будет ли оно сугубо современным, мифологическим или аллегорическим. Классический пример очеловечивания образов Богов и героев античной мифологии представляет фриз алтаря Зевса в Пергаме "Гигантомахия" (II век до н. э.). В этом грандиозном горельефе изображена битва богов Олимпа с восставшими против них гигантами — сыновьями богини земли Геи.
Мы обратили наше внимание и на творческие подходы художников работающих в народных промыслах. Нам были очень важны творческие идеи, поиски, технологии работы художников нетрадиционными скульптурными материалами.
А.И. Деньшин (1893-1948) был первооткрывателем, собирателем, организатором, популяризатором и художественным руководителем дымковского промысла. В 20-30-х годах XX века он руководил игрушечным Отделом Вятских художественно-промышленных мастерских, преподавал в художественно-промышленном техникуме, работал в Вятском филиале научно-экспериментального института игрушки при Наркомпросе РСФСР, писал декорации к спектаклям о вятских кустарях, коллекционировал кустарные изделия. В 1945 году А.И. Деньшин написал обобщающий труд "Дымковская народная глиняная игрушка: её история, происхождение, мастера и значение", в которой перечисляет историю развития, материалы: краски, используемые дымковскими мастерицами в начале XX века. Дымковские фигурки делились на три размера: 15—18 см, 10-12 см, 8-9 см. Мастерицы чаще всего работали в каком-то одном излюбленном размере.
Статьи по теме:
Разработка перечня УПР
Перечень составляется в соответствии с рядом принципов: а). Изготавливаемое изделие должно соответствовать учебным целям и задачам, т.е. при освоении операций учащиеся должны усвоить все приемы, которые предусмотрены учебной программой. Уровень освоения должен быть соответствующим. б). Порядок осва ...
Личностно-ориентированный подход к музыкально-образовательному процессу в
условиях интегрированного урока музыки
Выдвижение педагогической наукой на рубеже XX и XXI вв. новой парадигмы образования – личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении детей, обусловило поиск новых путей его реализации, разработку, апробацию и внедрение адекватных педагогических технологий во всех предметных областях. Как ...
Экспериментальная проверка разработанной методики обучения
Основной целью экспериментального исследования являлась: проверка гипотезы, согласно которой предложенные содержание и методы обучения по изучению темы «Базы данных» способствуют повышению уровня информационной подготовки учащихся в
области технологий хранения и поиска данных, а также положительно ...