В практической направленности этики Аристотеля, где основой добродетели является «середина», Золотухин находит обоснование «терпимости» как безотносительного понятия к чему-либо, предполагающее возможность равноценного существования различных вещей, а, в сфере нравственности, определяющее моральное поведение человека и его соотнесенность с другими людьми. Отождествляясь с воздержанностью, «терпимость» способствует достижению «высшего блага» и выступает как один из моральных принципов.
Представитель позднего стоицизма Сенека рассматривает «терпимость» как основу для мужества, ибо в ней есть разумность, упорство и относится к тем благам и желаниям, исполнение и прославление которых осуществляется не «толпой поздравителей», а благоговением коленопреклоненных.
Тертуллиан, представитель ранней патристики, в своем трактате «О терпении» отводит терпимости первостепенную роль. Общезначимость и практическая ценность «терпения» для него несомненны. Оно существует виде Божественного, определяющего смирение и аскетизм.Наряду с единообразием в душе, «терпимости» свойственно и многообразие, находящееся в образе телесной добродетели, где принимает формы «жертвенного самоуничтожения» и «телесного воздержания».
Христианская концепция «терпимости» складывалась в результате реализации потребности человека в гуманности и достижении равенства между людьми. Основанное на «любви», «смирении» и «всепрощении», терпение находится под охраной суровой стыдливости, которая способствует воспитанию христиан как добродетельных и послушных граждан по отношению к тем, кого Бог поставил над ними.
В эпоху Просвещения происходит актуализация «терпимости».
Дж. Локк связывает «терпимость» с проявлением насилия, для которого необходимо определить предел существования. «Терпимость» связывается с обеспечение и сохранение справедливости, а в случае её нарушения, государство имеет право подавлять эти попытки путем допустимого «принципом терпимости» наказания.
А. Шопенгауэр и А. Гален определяли «терпимость» как отношение «Я» к самому себе, к другим - «Ты», «Он», «Мы».
Терпимость, для И. Канта, противопоставлена ненависти, характеризует достоинство и честь человека и воспитывается как обязанность, проявляемая через дисциплину.
И.В. Гёте, а в последующем Шиллинг и Гегель, эстетический характер добра ставит исходным пунктом критики общества, где мораль предохраняет человека от деградирования, чему в немалой степени способствует толерантность.
Ч. Дарвин, опираясь на то, что нравственное чувство основано на «общественных инстинктах» где «нравственная совесть» заставляет рефлексировать собственное «Я», подчеркивает самоопределение, выражающееся у человека в форме стыда, сожаления, раскаяния или жестокого упрека и, в конечном итоге, способствует развитию «терпимости» как к самому себе, так и к другим, особенно к тем, к кому человек питает чувство симпатии. Терпимость приобретается в зависимости от условий усложнения инфраструктуры общества.
На основе вышесказанного можно заметить, что возникновение понятия «терпимость», а затем понятия «толерантность» связано, прежде всего, со стремлением человека к саморазвитию, самосовершенствованию, а так же с желанием жить в гармоничном гуманном обществе и с идеей равенства людей.
Статьи по теме:
Школьный урок и его влияние на положительное развитие ребенка
Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению ...
Одаренность - как психологический и педагогический феномен
Понимание термина «одаренный» претерпело значительные изменения на протяжении XX столетия. Сначала это понятие относилось только к взрослым, достижения которых считались выдающимися. Затем его стали применять к детям, имея в виду их интеллектуальное развитие, исключительные успехи в учении. В групп ...
Совокупность упражнений, направленных на усвоение младшими школьниками
лингвистических терминов на уроках русского языка
Конечной целью изучения в школе лингвистической терминологии является осознанное ее использование для грамматически правильного и стилистически точного выражения мысли в устной и письменной форме. Но применению знаний необходимо учить, причем учить целенаправленно и систематически. Любое понятие пр ...