Познавательная, образовательная цель – формировать у учащихся представления об отношениях России со странами Запада и востока, определить причины русско-японской войны, рассмотреть ход военных действий и причины поражения России в войне, последствия войны для России.
Развивающая цель – содействовать кадетам в понимании проблемы внешней политики; анализировать эволюцию вопроса дальневосточной политики и перерастанию противоречий в конфликт между Японией и Россией; содействовать учащимся умению делать выводы об итогах и последствиях войны для России.
Воспитывающая цель – формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности и любви к России, и ответственности за судьбу страны через знания исторических фактов и ошибок прошлого.
Оборудование:
Учебник, рабочие тетради, карта по русско-японской войне, классная доска, мел, указка, влажная тряпка.
Основные понятия:
Антанта и Тройственный союз, Тихоокеанская империя, КВЖД, Безобразовская клика, контрибуция.
Основные даты:
1891 Россия приступила к строительству Транссибирской ж. д.
Март 1898 был заключен русско-китайский договор об аренде на 25 лет Ляодунского полуострова с незамерзающими портами: торговым - Далянвань (Дальний) и военным - Порт-Артур
26 Января 1904 – японские военные корабли атаковали русскую эскадру в Порт-Артуре.
Август 1905 Портсмутский мир.
Основные персоналии:
А.М. Безобразов, А.Н. Куропаткин, А.М. Стессель.
План урока:
1. Основные направления внешней политики России на рубеже XIX – ХХ вв.
2. Дальневосточная политика.
3. Русско-японская война:
- военные действия в 1904 г. И падение Порт-Артура.
- ход военных действий в 1905 г.
- итоги войны.
Домашнее задание:
§6 прочитать и ответить на вопросы. Доделать таблицу: Ход русско-японской войны. Проработать причины, повод, ход, итоги и последствия войны в рабочей тетради. Термины подготовить для терминологического диктанта и даты. Подготовить сообщения по личностям. Ответить на вопросы учебника.
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся | ||
I . Организационный момент |
Учитель приветствует учеников. |
Ученики приветствуют учителя. | ||
II . Тест из 10 вопросов средней сложности по пройденным темам письменно на листочках с указанием даты и фамилии имени. |
Приготовьте листочки с фамилией и датой и слушая внимательно вопрос укажите один правильный ответ буквой А, Б или В. Проверим остаточные знания и присутствующих на уроке и даст учителю познакомиться с ассом |
9 – 10 правильных ответов оценка 5, 7 – 8 оценка 4, 6 – 7 оценка 3, 4 – 5 оценка 2 не справившиеся получат возможность ответить на следующем уроке домашнее задание и заслужить хорошую отметку | ||
Вопросы теста: 1. Какое место в мире занимала Россия по протяженности железных дорог в начале 20 века? А. Первое; Б. Второе, после США(верно); В. Только начали их строить. 2. Синдикат – это … А. Продукция производимая монополией; Б. Продукция продаваемая монополией; В. Монополистическое объединение, реализующее продукцию по завышенной цене (верно). 3. Инвестиции – это … А. Долг России западным монополиям за поставленную продукцию; Б. обязательства России по выплате процентов по кредитам; В. Капиталовложения с целью развития предприятия и извлечения прибыли (верно) 4. Укажите основную проблему развития сельского хозяйства в России начала 20 века? А. Малоземелье крестьян, общинный уклад (верно); Б. Крепостное право; В. Отсутствие рынка по сбыту продукции. 5. Укажите представителей финансовой олигархии России начала 20 в. А. Березовский, Гусинский; Б. Путилов, Вышнеградский, Утин (верно); В. Витте, Плеве, Зубатов. 6. Как народ называл Николая II за войны и революции произошедшие в период его правления? А. « Кровавым» (верно), Б. «Воинствующим», В. «Самодержцем». 7. Укажите правильные даты правления Николая II? А. 1894 – 1918; Б. 1984 – 1917(верно); В. 1868 – 1918. 8. «Зубатовщина» - это… А. Движение предпринимателей под контролем государства за политические права; Б. Объединение чиновников под руководством С. В. Зубатова, сочувствующих крестьянам; В. Организации рабочих под контролем правительства с целью сугубо экономической борьбы(верно) . 9. Покровителем эксперимента С. В. Зубатова выступал: А. министр финансов С.Ю. Витте; Б. министр внутренних дел В. К. Плеве (верно); В. В. И. Ленин 10. Сложный вопрос – укажите год экономической реформы С. Ю. Витте: А. 1881; Б. 1894; В. 1897 (верно). И письменно укажите суть этой реформы – была введена в обращение золотая валюта, стабилизировавшая курс рубля и обеспечивавшая устойчивые прибыли предпринимателям. |
1. Б 2. В 3. В 4. А 5. Б 6. А 7. Б 8. В 9. Б В | |||
III . Изучение новой темы |
Записываем в тетради новую тему, число. Начинаем тему урока с причин конфликта: для этого охарактеризовываем политику на западе Антанта и Тройственный союз, и востоке слабый Китай, изоляция России на востоке, усиление Японии и планы Тихоокеанской империи, КВЖД, «безобразовская клика». Затем разбираем повод конфликта – задержка японским телеграфом уступок России, разрыв дипломатических отношений. Ход военных действий оформляется в виде таблицы. На уроке записывается начало и окончание войны. Затем разбираются итоги войны – Портсмутский мир, и последствия для России. |
Учащиеся активно включаются в работу ведь за дополнения и работу с текстом учебника в поисках ответов они получают плюсы, в конце урока которые превращаются в оценки 5 плюсов оценка – 5 , 4 плюса оценка – 4, другие плюсы переносятся на следующий урок и дополняются новыми. Также даю задания по терминам, датам и историческим терминам для самостоятельного изучения на дом | ||
IV . Закрепление изученного материала |
Для закрепления основных событий учитель делает вывод: Говоря о характере русско-японской войны, следует особенно обратить внимание на следующее: и Япония, и Россия вели борьбу за чужие территории. Это была, по сути, война за сферы влияния. И в России, и в Японии в правящих кругах победили милитаристские настроения. И Россию, и Японию подталкивали к войне европейские державы, но накануне войны Россия оказалась в политической изоляции. Франция объявила о своем нейтралитете, Великобритания и США оказывали активную поддержку японцам. |
Ученики пишут вывод по данной теме. | ||
V . Подведение итогов урока. |
Дать домашнее задание под диктовку и акцентировать внимание на важности выполнения. Довести сведение до отсутствующих. |
Ученики записывают домашнее задание в дневник. | ||
Статьи по теме:
Особенности работы по математическому развитию детей 3- го года жизни
В младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие детей. Со ...
Развитие дополнительного образования в России в советский период
Картина развития внешкольного образования, внешкольной работы в 20–30-е гг. прошлого века была очень яркой, наполненной событиями и противоречиями. Издавались десятки журналов, где регулярно публиковались научно-педагогические и методологические материалы по внешкольному воспитанию. Создавались все ...
Теоретические основы
Теоретико-методологическая основа исследования: методические и научные исследования предметно-игровой среды Л.С.Выготского, М.И.Лисиной, С.Л.Рубинштейна, и других, концептуальные положения организации детских игр Б. Б. Ананьева, Е. Ф. Рыбалко, А.Валлона, А.Н.Леонтьева, Н.Н.Подъякова, Д. В. Менджери ...