Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.
Исследования показывают, что реальный выбор профессионального пути даже у школьников из таких мегаполисов как Москва и Санкт-Петербург не так уж велик и основан на несущественных сведениях. Одна выпускница гимназии даже после прохождения подготовительных курсов в университет на экономический факультет очень приблизительно представляла себе содержание будущей профессии. Для нее решающим фактором был пример мамы, финансового аналитика, а именно – маминой заработной платы. Общительная, с трудом осваивающая математические дисциплины и не терпящая интровертированной (связанной с анализом, размышлением) работы девушка с ужасом восприняла известие о том, что в будущем ей придется большую часть времени работать с документами, расчетами, электронными таблицами. И даже если она изберет профессию брокера или специалиста по инвестициям, ей не «уйти» от постоянных расчетов и анализа. Целенаправленное информирование о реальном содержании профессий, о времени профессионального становления, разном для каждой профессии, позволит учащимся принять осмысленное решение, которое, в свою очередь, будет способствовать развитию их личности.
Диагностическое направление. Это направление реализуется в двух планах: самопознание, исследование школьником своих качеств в контексте определенной профессии; оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор.
В развитии данного направления учреждениям ДО было бы полезно использовать различные сборники тестов и анкет, помогающих определить уровень развития каких-то профессионально важных качеств. Грамотно провести тестирование по ним и дать компетентную рекомендацию может только специалист, но ничего плохого не будет, если школьник в целях самопознания сам заполнит какую-нибудь анкету.
Если позволяет материально-техническая база, то в школе может быть установлена одна из многочисленных компьютерных программ для определения возможного профессионального пути. Сразу же скажем, что эти программы и большинство существующих тестов предназначены для ситуации, когда у школьника есть какой-то определенный вариант выбора и он может более или менее адекватно оценить свои качества. А поскольку большая часть учащихся старших классов, – не говоря уж о более младших школьниках – психологически не готовы к профессиональному выбору и не могут адекватно соотнести свои качества с той или иной профессией, то и использование тестов для них представляет не более чем простую забаву.
Консультационное направление подразумевает содействие выбору оптанта (человека, стоящего перед необходимостью профессионального выбора). Это содействие основывается на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем или особенностей мировоззрения. Оно может включать в себя диагностический или информационный аспект, но может и не включать. Учреждения ДО, осуществляющие консультацию по профессиональному выбору, воспринимают саму ситуацию как точку экзистенциального выбора, как событие, направляющее жизнь человека в определенном русле. Поэтому он призван учитывать личность школьника во всей ее целостности. В школьной практике консультация по профессиональной ориентации подразумевает непременно наличие запроса школьника или его родителей и осуществляется усилиями педагога-психолога или сотрудника центра профориентации. Учреждение ДО, в рамках консультационного направления, может лишь предоставить учащемуся материалы по интересующей профессии: профессиограмму, данные об учебных заведениях, где готовят по данной профессии и периодические издания, в которых говорится о востребованности профессии на рынке труда.
Статьи по теме:
Методика организации занятия обучения английскому языку с использованием
учебных видеофильмов на уроках английского языка
Использование видеофильмов на уроке иностранного языка вносит разнообразие в учебный процесс, способствует активизации учащихся, повышает интерес к предмету. Видеофильм является эффективным средством развития навыков устной речи, и несомненно, способствует закреплению пройденного лексического, грам ...
Психолого-педагогическая характеристика детей с
нарушениями слуха
Выделяют три основные группы детей с нарушениями слуха: глухих, слабослышащих (тугоухих) и позднооглохших. Глухие дети имеют глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха, которое может быть наследственным, врожденным или приобретенным в раннем детстве — до овладения речью. Если глухих детей не обу ...
Упражнения для формирования грамматических навыков
Упражнения – важный этап в работе над грамматикой. Он связан с накоплением языковых средств и практикой их использования в разных формах общения. В предыдущей главе мы говорили об этапах обучения грамматике: ознакомление, первичное закрепление и развитие навыков и умений использования грамматики. С ...