В настоящее время система профориентационной работы педагога дополнительного образования включает в себя деятельность по следующим направлениям:
1. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию.
2. Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.
3. Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов.
4. Профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.
5. Социально-профессиональная адаптация.
6. Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у школьников чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.
Педагоги дополнительного образования общеобразовательных учреждений в области профессиональной ориентации школьников:
- участвуют в разработке профессиографических материалов;
- участвуют в оборудовании кабинетов профориентации в школах;
- осуществляют профессиональное информирование учащихся старших классов и выпускников общеобразовательных школ, учителей и родителей о ситуации на рынке труда региона и города в целом о профессиях, пользующихся спросом на рынке труда и возможностях их получения в учебных заведениях региона и области, в том числе по направлениям органов государственной службы занятости;
- проводят групповое и индивидуальное профессиональное консультирование школьников;
- совместно с органами управления, общественными молодежными объединениями и организациями участвуют в проведении массовых и тематических профориентационных мероприятий для школьников;
- создают специализированные кабинеты профориентации и организуют их работу в общеобразовательных учреждениях;
- взаимодействуют с местными органами образования, общественными молодежными объединениями и организациями, военными комиссариатами, профессиональными учебными заведениями и предприятиями в решении проблем профессиональной ориентации молодежи региона;
Особенностью профориентационной работы педагога ДО является организация работы профориентационных центров в учреждениях ДО. Эти центры эффективны тогда, когда совмещены с периодическими занятиями (в том числе и в рамках элективных курсов) и выступлениями перед родителями и школьниками. Именно на этих занятиях формируются реальные запросы на дополнительную информацию о мире профессий. Профориентационный центр на базе школы является информационно-коммуникативным пространством, содействующим развитию личности учащегося в профессиональной области. Это может быть просто «Уголок профориентации» или специальный медиацентр, который, помимо собственно информационных ресурсов по теме на различных носителях, предоставляет учащимся возможность целенаправленного пользования Интернетом: участия в молодежных интернет-проектах, пользования сайтами, на которых есть игры «по профориентации» (такие уже есть), виртуального общения с различными кадровыми агентствами и профессиональными учебными заведениями. Поскольку само понятие структуры подразумевает совокупность взаимосвязанных элементов, то мы сейчас и рассмотрим основные элементы профориентационного центра в их взаимосвязи друг с другом.
Статьи по теме:
Основные показатели продуктивного мышления
Решение задачи исследования творческого мышления предполагает выделение совокупности индивидуальных особенностей мышления, формирующихся качеств ума от которых зависит легкость овладения новыми знаниями, широта переноса, применения этих знаний на практике. Для их обоснованного выделения следует пре ...
Принципы обучения оригами
Оригами - японская техника складывания бумаги в различные декоративные фигурки. В предшествующей главе отмечалось, что любой школьный предмет, в частности любая тема, может служить средством развития самостоятельности учащихся как одного из ведущих качеств личности. Согласно определению, средством ...
Информатизация образования
Реализация масштабной программы по подключению всех общеобразовательных учреждений России к сети Интернет началась в сентябре 2006 года. Ежедневно к всемирной паутине подключалось до 300 российских школ. В результате, за два года в рамках приоритетного национального проекта "Образование" ...