В настоящее время система профориентационной работы педагога дополнительного образования включает в себя деятельность по следующим направлениям:
1. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию.
2. Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.
3. Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов.
4. Профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.
5. Социально-профессиональная адаптация.
6. Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у школьников чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.
Педагоги дополнительного образования общеобразовательных учреждений в области профессиональной ориентации школьников:
- участвуют в разработке профессиографических материалов;
- участвуют в оборудовании кабинетов профориентации в школах;
- осуществляют профессиональное информирование учащихся старших классов и выпускников общеобразовательных школ, учителей и родителей о ситуации на рынке труда региона и города в целом о профессиях, пользующихся спросом на рынке труда и возможностях их получения в учебных заведениях региона и области, в том числе по направлениям органов государственной службы занятости;
- проводят групповое и индивидуальное профессиональное консультирование школьников;
- совместно с органами управления, общественными молодежными объединениями и организациями участвуют в проведении массовых и тематических профориентационных мероприятий для школьников;
- создают специализированные кабинеты профориентации и организуют их работу в общеобразовательных учреждениях;
- взаимодействуют с местными органами образования, общественными молодежными объединениями и организациями, военными комиссариатами, профессиональными учебными заведениями и предприятиями в решении проблем профессиональной ориентации молодежи региона;
Особенностью профориентационной работы педагога ДО является организация работы профориентационных центров в учреждениях ДО. Эти центры эффективны тогда, когда совмещены с периодическими занятиями (в том числе и в рамках элективных курсов) и выступлениями перед родителями и школьниками. Именно на этих занятиях формируются реальные запросы на дополнительную информацию о мире профессий. Профориентационный центр на базе школы является информационно-коммуникативным пространством, содействующим развитию личности учащегося в профессиональной области. Это может быть просто «Уголок профориентации» или специальный медиацентр, который, помимо собственно информационных ресурсов по теме на различных носителях, предоставляет учащимся возможность целенаправленного пользования Интернетом: участия в молодежных интернет-проектах, пользования сайтами, на которых есть игры «по профориентации» (такие уже есть), виртуального общения с различными кадровыми агентствами и профессиональными учебными заведениями. Поскольку само понятие структуры подразумевает совокупность взаимосвязанных элементов, то мы сейчас и рассмотрим основные элементы профориентационного центра в их взаимосвязи друг с другом.
Статьи по теме:
Цель, задачи, содержание, выводы контрольного этапа исследования
Контрольный этап исследования проводился в апреле 2012 года. Целью данного этапа было выявление педагогических условий, необходимых для успешного формирования представлений о цвете. Исходя из цели были поставлены задачи: 1) Выявить уровень сформированности представлений о цвете у детей третьего год ...
Индивидуальный подход к младшим школьникам в трудовом обучении
Учителю необходимо знать индивидуальные особенности детей её класса и основные принципы изучения индивидуальных особенностей для того, чтобы организовать работу с этими детьми, строить индивидуальный подход к ним. Индивидуализация учения предполагает организацию учебной деятельности в соответствии ...
Эволюция школьного социогуманитарного образования и
обществоведение
Трудный, противоречивый, многоплановый процесс становления российской государственности 1991-1999 гг. с его многовекторной направленность государственной образовательной политики, полностью отразился на структурно-содержательном аспекте школьного обществоведческого образования. Ни один цикл учебных ...