Формы и методы, которые использует педагог дополнительного образования при решении задач профессиональной ориентации

Аналитическое образование » Деятельность педагога дополнительного образования » Формы и методы, которые использует педагог дополнительного образования при решении задач профессиональной ориентации

Страница 1

Планировать работу педагога ДО по профессиональному просвещению в школе, в частности по профпропаганде и последующей профагитации, следует в соответствии с предварительной профдиагностикой. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на формирование сознательного отношения к выбору профессии. Исходя из того, что профпросвещение – процесс активный, следует больше опираться на такие методы работы, которые требуют непосредственного участия школьников в самом процессе получения информации.

Чтобы работа педагога ДО по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя на профессии, в которых страна и общество испытывают недостаток, педагогу ДО нужно избегать всякого рода нажим, так как неумелое давление на школьников может привести лишь к окончательной потери интереса к данной профессии. Главный принцип, которым следует руководствоваться педагогу ДО в работе по профпросвещению, - связь его с жизнью. Исходя из этого, основные направления работы педагога ДО в этой области можно выразить так:

профпросвещение предполагает формирование целостного, многопланового представления учащихся о народном хозяйстве страны, его отраслях, предприятиях, профессиях;

в процессе проведения работы по профессиональному просвещению необходимо учитывать направленность в развитии отраслей народного хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;

профессиональное просвещение школьников должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях;

ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями и способностями молодежи и динамикой развития этих особенностей молодых людей. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу.

Значительное место в работе педагога ДО по профпросвещению занимают беседы. Их можно посвящать ознакомлению с какой-то одной профессией, с группой родственных профессий, вопросам значимости их правильного выбора для человека. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.

Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану:

1. Общие сведения о профессии:

Краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.

2. Производственное содержание профессии:

Место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.

3. Условия работы и требования профессии к человеку:

Санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.

4. Система подготовки к профессии:

Пути получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью в школе; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для получения начального квалификационного разряда по данной профессии; перспективы профессионального роста; где можно продолжить ознакомление с профессией; что читать о профессии.

Такие беседы могут проводиться педагогом ДО в профориентационных центрах, общеобразовательных школах, учреждениях ДО,

Для простоты и удобства все основные организационные принципы профориентационной работы педагога ДО можно представить в виде таблицы. Чтобы лучше понять сущность каждого принципа, выделяются «золотая середина» (сам принцип) и «крайности», между которыми этот принцип находится. Главная проблема понимания и реализации этого принципа – не доводить принцип до крайности, не извращать его.

Можно выделить следующие основные организационные варианты профориентационной помощи педагогом ДО:

1. УДО само проводит учебные занятия в форме экскурсий, игр, встреч с работниками центра занятости.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Моделирование кружковых занятий, обеспечивающих воспитание и развитие самостоятельности учащихся
Модель № 1. Тема урока: Складывание оригами на свободную тему. ОЦ: Через организацию урока обеспечить усвоение способов складывания игрушки оригами. ВЦ: Воспитывать самостоятельность. РЦ: Развивать память, мышление, ловкость. Содержание урока. I. Постановка целей и сообщение темы урока. 1.1. Сегодн ...

Изучение особенностей зрительного гнозиса у детей среднего дошкольного возраста с амблиопией
Практическая часть нашей работы проводилась на базе МДОУ Д/с № 104 Ленинского округа города Мурманска с детьми средней возрастной группы. Таблица №1 Контингент детей №п.п. Ф.И.О. ребенка Возраст 1. Аня К. 4г.5м. 2. Денис А. 4г.2м. 3. Андрей А. 4г.12м. 4. Никита Б. 5л.1м. 5. Ксюша Б. 4г.7м. 6. Макси ...

Проектирование образовательных стратегий ДОУ: сущность, содержание
Дошкольные образовательные учреждения – часть единой системы образования, реализующая те же цели и ценности, что и другие образовательные учреждения. С другой стороны, дошкольные учреждения – наиболее специфичная часть системы российского образования, решающая наряду с общими и свои задачи, ориенти ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru