Cущность личностно-ориентированного обучения на уровне теории и практики обучения в отечественной и зарубежной науке

Аналитическое образование » Педагогические основы личностно-ориентированного обучения младших школьников в условиях интегрированного урока музыки » Cущность личностно-ориентированного обучения на уровне теории и практики обучения в отечественной и зарубежной науке

Страница 2

Сформировать такую личность можно исключительно в специфических условиях. И в отечественной педагогике этого периода актуализируются и активизируются проблемное и программированное обучение.

В педагогической психологии был свой аспект подхода, в большей степени связанный с личностью учащегося и ориентированный на особенности психологии его познавательной деятельности. Если педагоги "только учитывали" индивидуальные особенности, то психологи пытались конструировать внутренний мир учащегося. Причем, даже отечественное программированное обучение практически изначально отказалось от идеи "черного ящика" и детально занялось разработкой проблемы интериоризации (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.). [6, 6] Сюда же следует отнести работы по психологии творчества в их прикладном педагогическом аспекте (Я.А. Пономарев, Т.В. Кудрявцев, З.И. Калмыкова и др.), в которых создавались обобщенные модели механизмов творчества, ориентация на которые позволяет проектировать специфическую педагогическую среду по стимулированию самостоятельности и инициативности учащихся. Педагогическая психология предпринимает и первые попытки рефлексии специфики и структуры учебной деятельности, идя от ученика, а не от социального заказа или от особенностей предметного содержания учебного знания (И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис и др.).

С конца 80-х годов начался современный этап в развитии дидактической отечественной мысли. На уровне тенденции его наиболее характерные черты следующие.

Во-первых, его характеризует стремление исследователей к интеграции различных подходов. Прошел период "бумов" то оптимизации, то проблемного обучения, то программированного, то развивающего обучения.

Во-вторых, в этом интегративном процессе четко обозначился системообразующий фактор - уникальная и неповторимая личность учащегося. Причем, не будет преувеличением сказать, что вычленение этого фактора со всей определенностью скорее принадлежит педагогической практике, нежели теории.

В-третьих, современный этап развития дидактики характеризует повышенная чувствительность к технологии обучения. Все чаще педагогическая технология интерпретируется как авторская система педагогической работы.

В-четвертых, интерес дидактики к личности ученика подталкивает ее к рассмотрению жизненного пути личности в целом и в этом смысле ориентирует на выработку единой методологии организации развивающей среды, включая дошкольное образование и послешкольное в разных его вариантах.

Таково краткое изложение истории "личностностной компоненты" обучения и ее особенностей в различных педагогических системах и подходах.

Страницы: 1 2 


Статьи по теме:

Здоровьесберегающие технологии
Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и при ...

Цели, задачи и правила проведения классного собрания
Классное собрание помогает учащимся понять значимость проблем, происходящих в жизни, вовлекает их в процесс разрешения собственных проблем. Важно проводить классные собрания не от случая к случаю, а в системе, по определенной технологии. Цель классных собраний – помочь в решении проблем, развивать ...

Средства коррекционной работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
Развитие речи глухих детей будет более эффективным при двух условиях. Во-первых, дети должны быть полностью обеспечены совершенными двуушными слуховыми аппаратами и квалифицированной сурдопедагогической и технической помощью по их обслуживанию. Во-вторых, должны быть созданы условия для занятий мал ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru