Развитие личности в образовательном процессе

Страница 4

Конструируя пространство развития личности, педагог также определяет свое место и свое поведение в этом пространстве, поскольку, работая с другой личностью, он, безусловно, будет работать и с самим собой. Этот процесс будет протекать как взаимная реализация (сореализация), как взаимораспределенное действие. Эта содеятельность будет обладать эмоционально-смысловой общностью для обоих субъектов при различии операционального состава действий и выполняемых при этом функций. Эмоционально-смысловое обозначение действий и предметов сферы общения выступает здесь как своеобразный механизм становления интимного мира воспитанника.

Развитие личности, как и всякое развитие вообще, предполагает ее "экспансию" в иные миры, в данном случае персонификацию, продолжение себя в другом. Развитие личности предполагает развитие потребности быть личностью, получить признание этого факта от своего окружения. Так как всякая потребность имеет и адекватный ей способ удовлетворения, то развитие личности — это своего рода становление и "упражнение" способности быть ею. "Личность не существует вне системы своих выборов, ими конституируется, создается. Поэтому она - всегда проект . лишь некоторая возможность, которая не всегда бывает реализована".

Природа и механизм личностного развития обусловливают средства, факторы, обеспечивающие этот процесс. Средством в данном случае может выступать некоторая ситуация (пространственно-временная, жизненная, социальная, психологическая и т.п.), создающая внутреннюю коллизию, импульс к изменению, осознанию себя в новой системе отношений, обретению нового опыта и смысла. Ситуация-средство распадается на множество событий и факторов, одни из которых зависят от личности, субъективно принадлежат ей, другие существуют в виде внешней данности, необходимости. В личностно развивающей ситуации они взаимодействуют, создавая своеобразное пространство развития. Так, выбор линии поведения остается за личностью, но объективные условия среды "поставляют" ей то, из чего выбирать.

Один из путей познания механизмов развития высших личностных функций по мнению М.М. Бахтина, В.Я. Ляудиса, В. Хесле состоит, вероятно, в исследовании своеобразной хронотопической самоорганизации личностного мира. Личность, развиваясь, как бы откладывает"про запас" накопленный жизненный опыт в виде оценок, смыслов, поведенческих диспозиций. "Отключаясь" от прошлого, она концентрирует свое внимание на настоящем, на актуальной ситуации.

Превращение настоящего в прошлое, в пережитое и освоенное есть, по-видимому, основное содержание так называемой духовной жизни личности. В этой своей духовной деятельности она свободна и в оценке значимости событий, собственных успехов и неудач, и в выборе приоритетов, и в построении новых жизненных стратегий. Естественно, что этот процесс сугубо индивидуален. "Я могу сделать мою ассоциацию понятной вам, но не могу сделать, чтобы хоть у одного из вас моя частная ассоциация тоже стала непреложным знаком, механизмом, неукоснительно срабатывающим всегда одинаково".

Образование в современном его понимании практически не рассматривает способность к духовной самоорганизации, т.е. к становлению человека личностью, в качестве предмета (цели, содержания) образовательной деятельности. Утверждение, что это можно сделать вне учебного процесса в ходе так называемой "воспитательной работы", звучит как нонсенс. Выходит, что приобщения к человеческой культуре и опыту, в чем собственно и состоит процесс обучения, недостаточно для личностного развития ребенка, и для восполнения этих пробелов нужны дополнительные "мероприятия". Не имея ничего против подобных мероприятий (это особая тема, на которой мы остановимся ниже), отметим лишь, что образование в собственном смысле слова никогда и не являлось, за редким исключением, приобщением к "культуре и опыту", выполняя более "скромные" функции в развитии конкретных интеллектуальных, поведенческих и, может быть, в ряде случаев эмоциональных структур человека. При всей значимости этого без отмеченного выше личностного компонента образование не обеспечит целостной образованности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Механизм творческого воображения. Понятие воображения
Наряду с образами памяти, которые являются копиями восприятия, человек может создавать и совершенно новые образы. В образах может предстать и то, чего мы непосредственно не воспринимали, и то, чего в такой именно форме в действительности не существует. Это образы воображения. Итак, «воображение – э ...

Динамика уровня развития пунктуационного навыка у младших школьников на контрольном этапе
Цель контрольного этапа: Определить результат сформированности пунктуационного навыка в экспериментальном и контрольном классах. В самом конце практики был проведён контрольный эксперимент, чтобы сделать вывод об успешности или без результативности сформированности пунктуационного навыка. Для этого ...

Психолого-педагогические аспекты формирования экологических представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования
Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений, но мы в своей работе возьмем за основное определение академика М.С. Гилярова: «экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между со ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru