С помощью особых знаков устная речь передается при письме. Для передачи слов применяются буквенные и другие графические средства (дефис, пробел, промежуток между буквами, черточка). Для передачи предложений, кроме того, используются знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, двоеточие, точка с запятой, тире, скобки, кавычки). Дефис (кое – что, кто – либо, из-за и т.д.). Пробел (в лесу, к нему и др.). Черточка (перенос) (тет - ра - ди).
Графика (греч. от grapho – пишу, через) – это совокупность начертательных средств того или иного письма, включающая графемы, ударение, а также знаки препинания.
Таким образом, графика тесно связана с пунктуацией. Это слово имеет несколько значений.
1) Пунктуация (лат. punctum - точка) – система графических в неалфавитных знаков (знаков препинания), образующих вместе с графикой и орфографией основные средства письменного языка. Главное назначение пунктуации – членение и графическая организация письменного (печатного) текста;
2) Пунктуационные правила, кодифицирующие нормы пунктуационного оформления письменного текста, исторически сложившиеся для конкретного языка;
3) раздел языкознания, изучающий закономерности пунктуации и нормы употребления знаков препинания.
Пунктуация тесно связана с таким разделом русского языка как синтаксис. А синтаксис (греч. syntaxis - составление) – раздел грамматики, изучающий предложения и сочетание слов в предложении. На основе грамматики разработаны русская орфография и пунктуация.
Основной единицей пунктуации является пунктограмма. Понятие “пунктограмма” связано с обозначением графическими средствами членения письменной речи на предложения, предложения на его части, показа отношений между членами и частями предложения. В качестве графических средств используются знаки препинания или их отсутствие, сочетание знаков препинания (3,94). Пунктограмма – правильное, соответствующее правилам или традициям употребление знаков препинания (или его отсутствие), конкретный случай применения пунктуационного правила.
Правильное понимание определения “пунктограмма” создает научную основу для формирования пунктуационного навыка. С его помощью школьники лучше сознают системность в изучении пунктуации, сущность не только самих правил, но и групп правил, обслуживающих ту или иную синтаксическую структуру; понимают различие таких понятий, как “знак препинания”, “пунктограмма”, “пунктуационное правило”.
Для построения наиболее эффективной методики обучения пунктуации очень важно знать типичные и наиболее устойчивые пунктуационные ошибки, которые допускают учащиеся разных классов в различных видах работ, выполненных как в классе, так и дома. Изучение ошибок помогает выяснению причин их возникновения, что создает возможность для построения рациональной методики обучения.
Все пунктуационные ошибки, которые наблюдаются в работах учащихся, можно разделить на 4 группы:
1. отсутствие нужных знаков препинания;
2. лишние знаки;
3. употребление не того знака, который требуется в данном случае;
4. постановка знака не на том месте, где требуется.
Пунктуационная норма – это узаконенное специальным правилом употребление или неупотребление на письме знака или знаков препинания в предложении и в тексте. Так, в предложении “Пушкин - поэт” пунктуационной нормой является постановка тире, а ее отсутствие считается пунктуационной ошибкой.
Статьи по теме:
Задачи, методы и организация исследования
Задачи исследования. Сформулированная во введении цель работы позволила определить задачи исследования. Определить начальный уровень физической подготовленности у юношей IX и X классов. Обосновать эффективность использования силовых и скоростно-силовых упражнений на уроках физической культуры юноше ...
Особенности процесса формирования представлений о здоровом образе жизни у
первоклассников
У первоклассников есть все предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни: ¾ активно развиваются психические процессы, растет самооценка, чувство ответственности; ¾ заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; ¾ дети спосо ...
Информатизация образования
Реализация масштабной программы по подключению всех общеобразовательных учреждений России к сети Интернет началась в сентябре 2006 года. Ежедневно к всемирной паутине подключалось до 300 российских школ. В результате, за два года в рамках приоритетного национального проекта "Образование" ...