С помощью особых знаков устная речь передается при письме. Для передачи слов применяются буквенные и другие графические средства (дефис, пробел, промежуток между буквами, черточка). Для передачи предложений, кроме того, используются знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, двоеточие, точка с запятой, тире, скобки, кавычки). Дефис (кое – что, кто – либо, из-за и т.д.). Пробел (в лесу, к нему и др.). Черточка (перенос) (тет - ра - ди).
Графика (греч. от grapho – пишу, через) – это совокупность начертательных средств того или иного письма, включающая графемы, ударение, а также знаки препинания.
Таким образом, графика тесно связана с пунктуацией. Это слово имеет несколько значений.
1) Пунктуация (лат. punctum - точка) – система графических в неалфавитных знаков (знаков препинания), образующих вместе с графикой и орфографией основные средства письменного языка. Главное назначение пунктуации – членение и графическая организация письменного (печатного) текста;
2) Пунктуационные правила, кодифицирующие нормы пунктуационного оформления письменного текста, исторически сложившиеся для конкретного языка;
3) раздел языкознания, изучающий закономерности пунктуации и нормы употребления знаков препинания.
Пунктуация тесно связана с таким разделом русского языка как синтаксис. А синтаксис (греч. syntaxis - составление) – раздел грамматики, изучающий предложения и сочетание слов в предложении. На основе грамматики разработаны русская орфография и пунктуация.
Основной единицей пунктуации является пунктограмма. Понятие “пунктограмма” связано с обозначением графическими средствами членения письменной речи на предложения, предложения на его части, показа отношений между членами и частями предложения. В качестве графических средств используются знаки препинания или их отсутствие, сочетание знаков препинания (3,94). Пунктограмма – правильное, соответствующее правилам или традициям употребление знаков препинания (или его отсутствие), конкретный случай применения пунктуационного правила.
Правильное понимание определения “пунктограмма” создает научную основу для формирования пунктуационного навыка. С его помощью школьники лучше сознают системность в изучении пунктуации, сущность не только самих правил, но и групп правил, обслуживающих ту или иную синтаксическую структуру; понимают различие таких понятий, как “знак препинания”, “пунктограмма”, “пунктуационное правило”.
Для построения наиболее эффективной методики обучения пунктуации очень важно знать типичные и наиболее устойчивые пунктуационные ошибки, которые допускают учащиеся разных классов в различных видах работ, выполненных как в классе, так и дома. Изучение ошибок помогает выяснению причин их возникновения, что создает возможность для построения рациональной методики обучения.
Все пунктуационные ошибки, которые наблюдаются в работах учащихся, можно разделить на 4 группы:
1. отсутствие нужных знаков препинания;
2. лишние знаки;
3. употребление не того знака, который требуется в данном случае;
4. постановка знака не на том месте, где требуется.
Пунктуационная норма – это узаконенное специальным правилом употребление или неупотребление на письме знака или знаков препинания в предложении и в тексте. Так, в предложении “Пушкин - поэт” пунктуационной нормой является постановка тире, а ее отсутствие считается пунктуационной ошибкой.
Статьи по теме:
Система образования в Российской Федерации
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: - преемственных образовательных программ различных уровней и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований сети реализующих их образователь ...
Направленности патриотического воспитания
Задачами патриотического воспитания младших школьников являются: 1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны), сведения о жизни ...
Сеть школ и их учебно-материальная база
Распространение на Восточную Сибирь с 1867 г. действия «Положения об управлении гражданскими учебными заведениями в Западной Сибири» от 12 апреля 1859 г. имело также благотворное влияние и на создание системы среднего образования в регионе. В 1868 — 1869 гг. открыли Красноярскую губернскую гимназию ...