Проектирование образовательных стратегий ДОУ: сущность, содержание

Страница 4

Целевые ориентиры для дошкольной ступени образования представлены в виде возрастных портретов, описывающих достижения ребенка к концу ступени. Возрастной портрет ребенка дошкольного возраста отражает идеальные социокультурные ожидания, а не среднестатистический уровень достижений детей этого возраста. Эти ожидания не могут выступать непосредственным основанием оценки качества образования или продвинутости самого ребенка (Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).

Нормативные документы

Цели и задачи

Социально-значимый результат ступени дошкольного образования

Региональный (национально-региональный) компонент государственно-го образовательно-

го стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области

Цель: обеспечение развития полноценной личности в контексте современной детской субкультуры, достижение ребенком уровня психофизического и социального развития, создающего условия для успешного познания окружающего мира через игровую деятельность, включение в систематическую учебную деятельность в школе.

Задачи:

- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, сохранение и укрепление его психофизического здоровья, становление образа «Я»;

- воспитание нравственных, трудовых, эстетических качеств, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении;

- развитие индивидуальности ребенка через освоение общественных норм и правил поведения, доступных для данного возраста;

- формирование начальных представлений о материальных и духовных ценностях, которыми руководствуются люди в типичных жизненных ситуациях.

Предлагается овладеть следующими компетенциями:

-способность к действенной помощи и проявлению любви к близким людям;

-открытость окружающему миру и проявлению начальных навыков исследования его природных и социальных аспектов;

-активное участие в совместных играх с взрослыми и сверстниками, демонстрирующее стремление учитывать интересы окружающих людей;

-владение основными навыками самообслуживания и умение соблюдать основные санитарно-гигиенические требования, определенные современной культурой;

-владение элементарными навыками использования технических систем, применяемых для удовлетворения бытовых и досуговых потребностей;

-способность оценивать свои достижения на основе формирующегося чувства собственного достоинства (гордости) и испытывать чувство стыда за нарушение уже усвоенных социальных норм.

Учитывая специфику стандарта дошкольного образования («Временные требования…»), важным компонентом рабочей программы должен стать помимо целеполагания личностно-ориентированный характер взаимодействия взрослых с воспитанниками.

В этой связи, в структуре рабочей программы должны быть выделены как самостоятельные элементы:

- характеристика социально-психологических условий взаимодействия взрослых с детьми, обеспечивающих социализацию и адаптацию воспитанников;

- характеристика среды развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Социально-психологические условия взаимодействия взрослых с детьми (на концептуально-нормативной основе)

Концептуальные документы

Ценности

Принципы

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)

- гуманизм как утверждение норм уважения к человеческой личности, доброжелательного и бережного отношения к каждому; исключение принуждения и насилия;

- открытость человека изменяющемуся миру;

- самоценность каждого возраста: полнота реализации возможностей ребенка; опора на достижения предыдущего этапа развития - неоправданность как инфантилизации в образовании, так и "забегания вперед";

- индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка; создание условий для его развития, независимо от уровня исходной подготовленности.

Требования к психолого-педагогическим условиям:

личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

предоставление каждому ребенку условий для возможного выбора деятельности, партнера, средств и пр.;

ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);

создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;

формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности;

сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.

Концепция дошкольного воспитания

Ребенок рассматривается в совокупности всех своих индивидуальных проявлений, включая возрастные.

Единство воспитания и обучения.

Максимальная реализация тех возможностей ребенка, которые формируются и проявляются в специфически «детских» видах деятельности.

В основе – идея обогащения духовного мира ребенка, насыщение его жизни яркими, необычными, интересными событиями – делами, встречами, играми, приключениями; базирующееся на положениях:

- Открывающаяся перспектива. Дошкольники приобретают новые знания, умения, способы деятельности в такой системе, которая раскрывает перед ними горизонты новых знаний, новых способов деятельноти, побуждает детей строить догадки, выдвигать гипотезы, активизировать потребность движения ко все новым знаниям.

- «Равноценность представленности основных сфер». Каждому ребенку – равные возможности для освоения основных сфер жизнедеятельности («природа», «рукотворный мир», «общество», «я сам»).

- «Свободный выбор». Формируемые у ребенка взгляды, ориентации, вкусы должны иметь прямое отношение к формированию базиса личностной культуры. За пределами этой задачи, ребенку ничего не вменяется в обязанность, ничего не внушается. Он располагает правом самоопределения, свободного выбора (что, как и с кем он будет делать и т.п.).

«Не рядом и не над, а вместе!». Воспитывающий не подгоняет развитие каждого ребенка к определенным канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития детей, исходя из задач, максимально возможно полно развернуть возможность их роста.

Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции.

Сотрудничество. Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества. Взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям).

Формы организации жизнедеятельности: исключительное значение – игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой организации детской жизни.

Нормативные документы

Ценности

Принципы

Временные требования

Признание самоценности периода дошкольного детства, его роли в развитии личности.

Особая роль – условиям для усвоения ребенком творческого способа получения знаний любого рода и развития его индивидуальности, не требуя от него непременного усвоения знаний из разных сфер жизни в строго заданном объеме (знания в этом возрасте являются средством, обеспечивающим желательное направление и уровень развития ребенка, а не самоцелью образовательного процесса. Объем знаний и их структура при этом могут меняться в зависимости от индивидуальности ребенка, его мотивации, способностей и склонностей).

- доверительное отношение к ребенку, уважение к его личности, доброжелательное внимание к нему;

- поощрение, поддержка инициативы и самостоятельных действий детей;

- учет возможностей ребенка, его интересов, не допуская ощущения его несостоятельности;

- демонстрация в собственном поведении уважительного отношения ко всем детям;

- привлечение внимания детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощрение проявлений сочувствия, сопереживания сверстнику;

- поддержка положительных самоощущений детей;

- терпимость к затруднениям ребенка, недопустимость возникновения у него негативных переживаний;

- намеренное создание ситуаций, в которых ребенок достигает успеха;

- порицания относятся только к отдельным действиям детей;

- поощрение детей в высказывании своих чувств, мыслей, переживаний;

-постоянное внимание к новым достижениям ребенка в разных видах деятельности, его возможностям и способностям.

Региональный (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области

Дошкольное детство - период развития человека, в течение которого происходит первоначальное ознакомление с ценностями и нормами общей культуры, обретение ребенком своего «Я», формируется активность в проявлении индивидуальности на основе соблюдения основных норм и правил поведения

- Уважение детской индивидуальности

- Учет готовности к освоению ребенком предъявляемых к нему окружающими людьми требований

- Полнота реализации возможностей ребенка с учетом достигнутого уровня психофизического и социального развития.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Содержание работы по формированию пунктуационных навыков у учащихся начальной школы
Традиционная программа. Формирование пунктуационного навыка – процесс длительный и начинается в период обучения грамоте, но имеет свои особенности в зависимости от программы обучения. Обучаясь по традиционной системе 1-4-Рамзаева или Зеленина, Хохлова и “Букварь” В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф ...

Методические рекомендации по изучению раздела «кулинария» с применением информационных технологий
Сырники - это вкусное и популярное блюдо из творога. Помимо творога для приготовления сырников используют яйца, муку и сахар, затем придают форму небольшой лепёшки и обжаривают с двух сторон на сковородке, запекают в духовке или отваривают. Почему сырники получили такое название? Ведь их делают не ...

Этапы формирования игровой деятельности детей
Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта дея ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru