Целевые ориентиры для дошкольной ступени образования представлены в виде возрастных портретов, описывающих достижения ребенка к концу ступени. Возрастной портрет ребенка дошкольного возраста отражает идеальные социокультурные ожидания, а не среднестатистический уровень достижений детей этого возраста. Эти ожидания не могут выступать непосредственным основанием оценки качества образования или продвинутости самого ребенка (Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).
Нормативные документы |
Цели и задачи |
Социально-значимый результат ступени дошкольного образования |
Региональный (национально-региональный) компонент государственно-го образовательно- го стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области |
Цель: обеспечение развития полноценной личности в контексте современной детской субкультуры, достижение ребенком уровня психофизического и социального развития, создающего условия для успешного познания окружающего мира через игровую деятельность, включение в систематическую учебную деятельность в школе. Задачи: - обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, сохранение и укрепление его психофизического здоровья, становление образа «Я»; - воспитание нравственных, трудовых, эстетических качеств, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении; - развитие индивидуальности ребенка через освоение общественных норм и правил поведения, доступных для данного возраста; - формирование начальных представлений о материальных и духовных ценностях, которыми руководствуются люди в типичных жизненных ситуациях. |
Предлагается овладеть следующими компетенциями: -способность к действенной помощи и проявлению любви к близким людям; -открытость окружающему миру и проявлению начальных навыков исследования его природных и социальных аспектов; -активное участие в совместных играх с взрослыми и сверстниками, демонстрирующее стремление учитывать интересы окружающих людей; -владение основными навыками самообслуживания и умение соблюдать основные санитарно-гигиенические требования, определенные современной культурой; -владение элементарными навыками использования технических систем, применяемых для удовлетворения бытовых и досуговых потребностей; -способность оценивать свои достижения на основе формирующегося чувства собственного достоинства (гордости) и испытывать чувство стыда за нарушение уже усвоенных социальных норм. |
Учитывая специфику стандарта дошкольного образования («Временные требования…»), важным компонентом рабочей программы должен стать помимо целеполагания личностно-ориентированный характер взаимодействия взрослых с воспитанниками.
В этой связи, в структуре рабочей программы должны быть выделены как самостоятельные элементы:
- характеристика социально-психологических условий взаимодействия взрослых с детьми, обеспечивающих социализацию и адаптацию воспитанников;
- характеристика среды развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Социально-психологические условия взаимодействия взрослых с детьми (на концептуально-нормативной основе)
Концептуальные документы |
Ценности |
Принципы |
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) |
- гуманизм как утверждение норм уважения к человеческой личности, доброжелательного и бережного отношения к каждому; исключение принуждения и насилия; - открытость человека изменяющемуся миру; - самоценность каждого возраста: полнота реализации возможностей ребенка; опора на достижения предыдущего этапа развития - неоправданность как инфантилизации в образовании, так и "забегания вперед"; - индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка; создание условий для его развития, независимо от уровня исходной подготовленности. |
Требования к психолого-педагогическим условиям: личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми; предоставление каждому ребенку условий для возможного выбора деятельности, партнера, средств и пр.; ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями); создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности; формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности; сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности. |
Концепция дошкольного воспитания |
Ребенок рассматривается в совокупности всех своих индивидуальных проявлений, включая возрастные. Единство воспитания и обучения. Максимальная реализация тех возможностей ребенка, которые формируются и проявляются в специфически «детских» видах деятельности. В основе – идея обогащения духовного мира ребенка, насыщение его жизни яркими, необычными, интересными событиями – делами, встречами, играми, приключениями; базирующееся на положениях: - Открывающаяся перспектива. Дошкольники приобретают новые знания, умения, способы деятельности в такой системе, которая раскрывает перед ними горизонты новых знаний, новых способов деятельноти, побуждает детей строить догадки, выдвигать гипотезы, активизировать потребность движения ко все новым знаниям. - «Равноценность представленности основных сфер». Каждому ребенку – равные возможности для освоения основных сфер жизнедеятельности («природа», «рукотворный мир», «общество», «я сам»). - «Свободный выбор». Формируемые у ребенка взгляды, ориентации, вкусы должны иметь прямое отношение к формированию базиса личностной культуры. За пределами этой задачи, ребенку ничего не вменяется в обязанность, ничего не внушается. Он располагает правом самоопределения, свободного выбора (что, как и с кем он будет делать и т.п.). |
«Не рядом и не над, а вместе!». Воспитывающий не подгоняет развитие каждого ребенка к определенным канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития детей, исходя из задач, максимально возможно полно развернуть возможность их роста. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Сотрудничество. Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества. Взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям). Формы организации жизнедеятельности: исключительное значение – игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой организации детской жизни. |
Нормативные документы |
Ценности |
Принципы |
Временные требования |
Признание самоценности периода дошкольного детства, его роли в развитии личности. Особая роль – условиям для усвоения ребенком творческого способа получения знаний любого рода и развития его индивидуальности, не требуя от него непременного усвоения знаний из разных сфер жизни в строго заданном объеме (знания в этом возрасте являются средством, обеспечивающим желательное направление и уровень развития ребенка, а не самоцелью образовательного процесса. Объем знаний и их структура при этом могут меняться в зависимости от индивидуальности ребенка, его мотивации, способностей и склонностей). |
- доверительное отношение к ребенку, уважение к его личности, доброжелательное внимание к нему; - поощрение, поддержка инициативы и самостоятельных действий детей; - учет возможностей ребенка, его интересов, не допуская ощущения его несостоятельности; - демонстрация в собственном поведении уважительного отношения ко всем детям; - привлечение внимания детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощрение проявлений сочувствия, сопереживания сверстнику; - поддержка положительных самоощущений детей; - терпимость к затруднениям ребенка, недопустимость возникновения у него негативных переживаний; - намеренное создание ситуаций, в которых ребенок достигает успеха; - порицания относятся только к отдельным действиям детей; - поощрение детей в высказывании своих чувств, мыслей, переживаний; -постоянное внимание к новым достижениям ребенка в разных видах деятельности, его возможностям и способностям. |
Региональный (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области |
Дошкольное детство - период развития человека, в течение которого происходит первоначальное ознакомление с ценностями и нормами общей культуры, обретение ребенком своего «Я», формируется активность в проявлении индивидуальности на основе соблюдения основных норм и правил поведения |
- Уважение детской индивидуальности - Учет готовности к освоению ребенком предъявляемых к нему окружающими людьми требований - Полнота реализации возможностей ребенка с учетом достигнутого уровня психофизического и социального развития. |
Статьи по теме:
Технологическая практика
Цели и задачи практики. Цель практики – закрепление и расширение теоретических знаний, полученных при изучении специальных дисциплин, расширения технического кругозора студентов; длительное ознакомление с производством; воспитание у будущих инженеров чувства уважения к производственному труду рабоч ...
Процесс письма. Психологическая программа кодирования звука буквой
В основе процесса письма лежат программы действий трех уровней: а) обозначение звука буквой и ее написание; б) кодирование звучащего слова по законам графики и орфографии; в) запись готового предложения. Выполнение программы каждого уровня связано для детей с трудной, напряженной и не всегда успешн ...
Разработка программы по изучению раздела «кулинария» с использованием
информационных технологий
Свою нагрузку на новый учебный год преподаватель обычно узнает в конце текущего, следовательно, у него есть время и возможность спланировать (а по существу, «запрограммировать») свою деятельность, согласовав ее с программой и календарными сроками выполнения. Чтобы правильно организованный учебно-тр ...