В настоящее время в нашей стране остро стоит вопрос подготовки рабочих кадров. Президент страны Д.А.Медведев на заседании Госсовета 31 августа 2010 года сказал: «Нам нужно окончательно расчистить основу для развития профессионального образования и выстроить профессионально-техническое образование в развитие тех процессов, которые идут в нашей стране, прежде всего в процесс модернизации», « .очевидна нехватка специалистов, выпускников начального и среднего профессионального образования».
Для решения поставленной задачи необходимы настоящие специалисты- профессионалы, мастера своего дела, глубоко знающие все тонкости профессии. Главное сегодня, чтобы работники практического звена пришли в учреждения начального и среднего профобразования готовить себе смену. Только постоянное общение с людьми, хорошо знающими и любящими свою работу, искренне желающими передать свой профессиональный опыт другим может подготовить компетентных специалистов, необходимых стране сегодня.
Из практики подготовки рабочих кадров, которая составляет у меня более 35 лет, могу сказать, что формирование общих и профессиональных компетенций, приобретение необходимых умений и навыков, опыта практической работы подростка напрямую зависит от его наставника. Увлекать романтикой созидания, творческим подходом к делу, глубиной познания сущности процессов – в этом заключается задача профтехобразования. На железной дороге работают трудолюбивые, влюблённые в свою профессию патриотичные люди, которые готовы делиться своим бесценным опытом работы в самых сложных условиях. Однако, как правило, они не имеют педагогического опыта и навыков преподавательской работы, и здесь неоценимую помощь должны оказать опытные преподаватели, методисты и научные педагогические кадры. Разработка системы по профессиональному сопровождению начинающего педагога становится насущной проблемой сегодняшнего дня.
Современный рынок труда молодежи имеет свои особенности:
■ несформированность профессиональных интересов у молодежи;
■ деформация профессиональных намерений подрастающего поколения, инфантилизм позиции;
■ отсутствие механизма корректировки структуры профессионального обучения;
■ отсутствие программ трудовой адаптации молодых специалистов;
■ ограниченные финансовые возможности молодежи для трудовой мобильности на рынках труда;
■ возрастающие масштабы платности за образование;
■ дисбаланс спроса и предложения (количественного и качественного);
■ несоответствие уровня квалификации требованиям работодателей;
■ отсутствие госзаказа на выпускников учреждений профессионального образования;
■ низкая оплата и неудовлетворительные условия труда, низкое качество рабочих мест в государственном секторе.
Кроме того, социологические исследования по выявлению особенностей выбора профессии учащимися школ, ежегодно проводимые ТОГОУ СПО «Политехнический колледж», показали, что каждый третий выпускник - на момент исследования (март 2010 г.) - не определились в выборе своего будущего вида профессиональной деятельности. При этом абсолютное большинство выпускников (66,0%) планирует поступить в ВУЗ, в то время как в структуре вакансий 74% составляют рабочие.
Основное противоречие молодежного рынка труда - увеличивающийся разрыв между трудовыми притязаниями молодых людей и возможностью их удовлетворения.
В данной ситуации возникает необходимость разработки профориентационных моделей, интегрирующих деятельность всех социальных институтов города и области - колледжей, школ, учреждений дополнительного и высшего профессионального образования, средств массовой информации, семьи и др. - по формированию у молодежи осознанного подхода к выбору профессии, регулирующих спрос и предложение по востребованным в регионе профессиям.
При этом необходимыми условиями экономической стабильности региона является обоснованность выбора вида профессиональной деятельности в соответствии с личными склонностями и потребностями экономики. Принципиальное значение в этой связи имеет профессиональная ориентация населения, особенно молодежи, впервые вступающей на рынок труда, и безработных граждан, вынужденных менять профессию.
Необходимо создание в профессиональном образовательном учреждении устойчивой системы работы по профессиональному сопровождению абитуриента, студента, начинающего специалиста и достаточных научных основ для создания и экспертизы качества функционирования такой системы.
Статьи по теме:
Изобразительная
деятельность - средство творческого развития детей дошкольного возраста
Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне. Рисование более сложное средство изображения, чем лепка и аппликация. Графическая деятельнос ...
Анализ деятельности сети компьютерных клубов г. Мурманска
В последнее время участились случаи обращения родителей к специалистам по поводу детского воровства, пропусков занятий в школе и бродяжничества. В процессе изучения проблем данных семей выявляется причина такого отклоняющегося поведения - это новый вид зависимости – компьютерный. Родители жалуются ...
Фасилитация в профессиональном образовании
Сегодня общество по целому ряду обстоятельств (экономических, финансовых, кадровых и т.д.) столкнулось с совершенно новой ситуацией в образовании. Возникла необходимость изменения условий, форм и механизмов учения, особенно в профессиональной сфере. С этой точки зрения становится интересным открыто ...