Игры-занятия на формирование сенсорных эталонов для детей младшего – старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Аналитическое образование » Особенности формирования сенсорных эталонов у дошкольников с нарушением интеллекта » Игры-занятия на формирование сенсорных эталонов для детей младшего – старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Страница 2

Затем быстро раскладывается раздаточный материал (кружочки на подносиках), и ребята самостоятельно проделывают ту же работу. Воспитатель проходит по рядам и предлагает исправить допущенные ошибки.

2.Подбери по форме.

Дидактическая задача. Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков: цвета, величины.

Материал. Демонстрационный: по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм. Раздаточный: карточки с контурами геометрических фигур — по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает по величине с контурным изображением на карточке).

Руководство. Дошкольникам раздают на подносах фигуры и карточки. Воспитатель: «Дети, мы сейчас будем играть в игру «Подбери по форме». Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура?» (Показывает круг, вызывает отдельных детей для ответа.) Далее этот вопрос повторяется с показом других фигур в следующем порядке: овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.

«Сейчас мы будем раскладывать фигуры по форме, на цвет не надо обращать внимание. Положите перед собой карточки и разложите по форме сначала большие фигуры, а потом на них поменьше». Детям, неправильно разложившим фигуры, педагог предлагает обвести фигуры пальцем, найти и исправить ошибку.

Старший дошкольный возраст

1.Разноцветные обручи.

Дидактическая задача. Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет.

Материал. Восемнадцать цветных обручей (по три обруча на каждый цвет спектра, диаметр 40 см) и три белых обруча (диаметр 56 см).

Руководство. Игра с разноцветными обручами проводится в зале. Дети образуют большой ровный круг. У каждого в руках цветной обруч. «Давайте представим, - говорит воспитатель,— что наш круг — это большая клумба, и на ней растет много разноцветных цветов». На пол воспитатель кладет белый обруч (сердцевину цветка). Прикладывает к нему один за другим цветные обручи и одновременно называет цвета обручей-лепестков. «Расцветает» большой красочный цветок. Дети любуются им. Затем на пол кладут несколько белых обручей и предлагают детям выложить вокруг них лепестки. Воспитатель называет тот или иной цвет спектра, и те, у кого обручи окрашены в названные цвета, подходят к белым обручам и прикладывают к ним свои цветные обручи. Постепенно на полу возникают декоративные цветы. Когда цветы из обручей «расцветут на клумбе», дети рассматривают их с некоторого расстояния.

2. Домино «Предмет и форма».

Дидактическая задача. Упражнять детей в сопоставлении и обобщении предметов по форме.

Материал. 28 карточек домино с изображением на каждой половине карточки одного из предметов различной формы: круглой (часы, очки, неваляшка, пирамидка из шаров, мяч), овальной (зайчик, птичка, жук, рыбка, желудь, слива, ракетка), квадратной (лопатка, пирамидка, платочек, бумажный змей, сумочка, флажок, рама), прямоугольной (карточка обычного домино, конверт, портфель, флажки, рама, тетрадь), треугольной (флажок, елочка, лодочка, сачок, фонарик, зонтик, шапка), многоугольной (корзинка, ваза, лопатка, снежинка, молоток, флажок, ракета). На карточках- дублях изображены два одинаковых предмета какой-нибудь формы, одна из карточек состоит из двух пустых половинок.

Руководство. В игре принимают участие от двух до четырех детей. До начала игры все карточки выкладываются на стол рисунками вверх. Игра начинается с выкладывания карточки «дубль — пусто». Воспитатель объясняет детям, что за один ход надо подобрать и положить одну карточку домино к любому, концу «дорожки» той половинкой, на которой изображен предмет нужной формы, назвать этот предмет и указать его форму. Если ребенок не имеет соответствующей карточки или неправильно назовет форму предмета, он пропускает ход. Если же и при следующем ходе у него не окажется нужной карточки, он берет одну карточку из общего числа карточек, оставшихся на столе (когда играют двое-трое детей). Дети поочередно подбирают карточки с изображением на одной из половинок предмета нужной формы. Выигрывает тот, кто раньше других выложит карточки на стол. Воспитатель следит за очередностью ходов, учит сопоставлять предметы по форме, выделять форму основных частей предметов.

Таким образом, рассмотрев и изучив проблему данной курсовой работы, мы описали методику сенсорного воспитания детей с нарушением интеллекта, а также выявили особенности формирования сенсорных эталонов у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью и подобрали игры – занятия для детей раннего и дошкольного возраста.

Изучив литературу по проблеме сенсорного развития детей дошкольного возраста, мы выяснили, что сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Формирование у ребенка представлений о сенсорных эталонах имеет очень важное значение для дальнейшего развития. У аномальных детей оно идет в определенной последовательности. Сначала формируются представления о величине, цвете, форме предмета, т.е. зрительные представления, а затем пространственные представления. Сенсорно-перцептивное развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточность отличается качественным своеобразием, которое во многом обуславливается низким уровнем развития обследовательских действий детей, неумением четко выделять внешние признаки предметов, с которым осуществляются манипуляции.

Страницы: 1 2 


Статьи по теме:

Разработка методики системно-педагогического исследования
С самого начала обращения отечественной педагогики к системному подходу ведущие методологи педагогики указывали на необходимость разработки специально педагогической методологии системного подхода, имея в виду не только общую программу, но и тактику системно-педагогического исследования. М.А.Данило ...

Проблема специфики педагогических объектов системного исследования в отечественной педагогике конца 60-х - 80-х годов хх века
Обращение советской педагогики к системному подходу в период его ''триумфального шествия" по всем областям науки, в период становления новой, системной парадигмы научного мышления было естественным и закономерным. Но характер использования и особенности развития системного подхода в педагогиче ...

Сущность понятий «знания», «умения», «навыки»
Формирование личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст. Развитие человека как личности осуществляется в ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru