Особенности художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста

Страница 2

Анализ процесса художественного восприятия позволил сформулировать рабочее определение данного феномена. Художественное восприятие представляет собой становление в сознании личности эмоционально окрашенного, ассоциативно - многогранного, ритмически - упорядоченного, духовно – осмысленного, опредмеченного в материале языка искусства образа мира в процессе сложного многоуровневнего диалога с собой, автором произведения искусства, с культурой.

Данный тип восприятия по своему определению предельно близок к эстетическому восприятию. Его отличие от этого вида перцепции – направленность на воплощение рождаемого образа в материале искусства. Художественного восприятия не может быть в полной мере развито у ребенка дошкольного возраста, прежде всего на уровне осознанности этого процесса. В то же время дети дошкольного возраста обладают богатыми возможностями художественно-творческого развития.

В результате проведённого исследования получены результаты, представленные в таблице 1.

Таблица 1.Уровня художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста.

Уровень

Количество в %

Первый уровень

45%

Второй уровень

20%

Третий уровень

20%

Четвертый, высший уровень

15%

Рис. 1. Уровни художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста

Итак, 45% детей были отнесены к первому уровню, который характеризуется тем, что ребенок не может создать два действительно непохожих образа, передающих состояние описывающего (рисующего) человека; так, например Даша П. долго не могла решить, что же ей рисовать, она нарисовала светло-серого и тёмно-серого слоника, не добавляя в рисунок никаких других деталей, свидетельствующих о настроении автора.

20% были отнесены ко второму уровню, который характеризуется тем, что ребенок передает состояние, от ношение к предмету, но не опосредованно, через вырази тельный образ предмета, а с помощью прямых высказываний и оценок. Причинами данной особенности являются отсутствие знаний сенсорных эталонов и недоразвитие уникальных в своем роде действий восприятия.

20% были отнесены к третьему уровню, который характеризуется тем, что ребенок создает два ярко различающихся образа, но — с помощью придуманных признаков это не тот предмет, который он реально видит; один из обследуемых ребят, Сеня К нарисовал того же самого слона, но одного изобразил весёлым, улыбающимся, в шляпе голубого цвета и с бантом с боку. Второго слона он изобразил грустным, больным, с перевязанной ногой, с градусом под мышкой.

К высшему, четвертому уровню развития художественного восприятия, можно было отнести работы 15 % ребят. Здесь дети создавали два разных образа предмета, может быть, даже противоположных по «эмоциональному тону», но в обоих случаях — узнаваемых, а не произвольно придуманных.

В результате проведенной методики «Раскраска персонажей» получены следующие результаты, представленные в таблице 2.

Таблица 2.Результаты методики «Раскраска персонажей»

Уровень

Количество в %

Первый уровень

57%

Второй уровень

33%

Третий уровень

10%

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Коррекционная работа по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
Формирование способностей у глухих детей происходит по общим законам детского психического развития. Дефект слуха ограничивает развитие детей только в том, что у них не могут быть сформированы способности, строящиеся на базе высокого развития слуха и речи (музыкальные способности, ораторское искусс ...

Развитие дополнительного образования в России в советский период
Картина развития внешкольного образования, внешкольной работы в 20–30-е гг. прошлого века была очень яркой, наполненной событиями и противоречиями. Издавались десятки журналов, где регулярно публиковались научно-педагогические и методологические материалы по внешкольному воспитанию. Создавались все ...

Нормативно - правовая база совершенствования образования
В рамках Национального проекта «Образование», в Новосибирской области была разработана Концепция инновационного развития образования. Концепция инновационного развития образования Новосибирской области основывалась на принципах образовательной политики, определенных в Федеральном законе Российской ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru