Сравнительный анализ основных данных констатирующего и контрольного экспериментов

Страница 1

После завершения цикла занятий был проведен контрольный эксперимент.

Рис. 3. Данные констатирующего и контрольного экспериментов по методике выявления уровня художественного восприятия.

Как видно динамика по первому уровню в контрольной группе составила 25%, а в экспериментальной 20%

По второму уровню динамика в контрольной и экспериментальной группе составила 20%.

По третьему и четвёртому уровням динамика в контрольной группе составила по 30% и 25%, а в экспериментальной по 25 и 35%.

Изменение уровня художественного восприятия обусловлено определенным образом построенной нами программой, комплексным использованием таких методов работы с детьми, как игра и тематические занятия.

Рис. 4. Данные констатирующего и контрольного экспериментов по методике «Раскраска персонажей».

По данной методике также наблюдается значительная положительная динамика. А именно:

По первому уровню 27%, по второму уровню 2% и по третьему уровню 15% .

В группе уровень художественного восприятия повысился у каждого ребенка. Большей части детей стал свойственен художественно-игровой тип восприятия.

Анализ результатов исследования уровней художественного восприятия выявил индивидуальные особенности развития у каждого ребенка. Анализ динамики изменения уровня художественного восприятия показал следующее:

1. Развитие художественного восприятия, согласно исследованиям психологов, происходит исключительно на основе опыта собственного творчества, создание изображений является тем видом творчества, в котором ребенок 6-7 лет проявляет максимальную активность.

1. Целенаправленное развитие художественного восприятия детей 6-7 лет обеспечивается технологией, опирающейся на естественный процесс развития изобразительной функции детского рисунка.

2. Комбинаторные игры с элементами языка изобразительного искусства являются средством открытия и освоения ритмической структуры художественного произведения как кода восприятия.

3. Художественное развитие ребенка находится сегодня в сфере дополнительного образования, имеющей больше возможностей для осуществления данной задачи по отношению к системе дошкольного воспитания. При этом в существующих программах дополнительного образования аспект развития художественного восприятия дошкольников представлен слабо, что негативно сказывается не только на художественном развитии дошкольника, но и на развитии художественных способностей ребенка в старшем возрасте. Противоречие между необходимостью развития художественного восприятия дошкольников как социальным заказом общества и зачастую низким уровнем его развития в учреждениях дополнительного образования позволяет отметить актуальность проблемы на социально-педагогическом уровне.

Развитие художественного восприятия – актуальная проблема теории и практики художественного воспитания детей. Данный вид перцепции является высшей психической функцией человека и достигает своего максимального развития во взрослый период. Тем не менее, развитие художественного восприятия возможно и необходимо именно в дошкольном возрасте. Художественное восприятие представляет собой становление в сознании человека эмоционально окрашенного, ассоциативно - многогранного, ритмически - упорядоченного, опредмеченного в материале искусства, осмысленного на уровне содержания («замысла-переживания») и формы (как источника переживания) образа мира.

Педагогическая модель развития художественного восприятия ребенка в сфере изобразительного искусства является моделью изменения типа восприятия ребенка от эмоционально-непосредственного восприятия до художественно-игрового и далее до художественно-коммуникативного. Развитие осуществляется в процессе художественно-игровой деятельности, задающей движение от игры с элементами языка изобразительного искусства к общению на этом языке. В модели фиксируется «постепенное» овладение ребенком процессом восприятия как сложным многоуровневым диалогом с самим собой, с автором произведения, с культурой.

Педагогическая технология развития художественного восприятия старших дошкольников на основе комбинирования элементов языка изобразительного искусства задает алгоритм освоения языка искусства как средства общения.

Педагогическая технология развития художественного восприятия старших дошкольников на основе комбинаторных игр с элементами языка изобразительного искусства задает последовательность использования педагогических приемов и методов.

Критериями развития художественного восприятия дошкольника является комплекс свойств художественного восприятия: эмоциональность, ассоциативность, ритмическая упорядоченность, осмысленность процесса восприятия.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Эстетическая сущность творческой деятельности
Дошкольный возраст - это период, когда творческая деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е., увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности. В отечественной ...

Особенности детского досуга, его содержание
Одно из направлений деятельности педагога-организатора заключается в организации досуговой деятельности воспитанников. Понятие досуг восходит к временам античности. Аристотель, например, рассматривал досуг как явление наивысшего человеческого идеала, сопряженного с внутренним потенциалом человека и ...

Опыт организации юннатского движения в ряде ЭБЦу российских регионов
В данной главе мы приводим сведения о работе некоторых станций юннатов и эколого-биологических центров учащихся, полученные на основе проработки информационных материалов (отчетов СЮН и ЭБЦу, работ учащихся на Всероссийских итоговых мероприятиях). Как показывает практика, изменились приоритеты в на ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru