Речевое развитие детей с умственной отсталостью

Страница 4

У этой категории детей отмечается большая распространённость нарушений фонетической стороны речи (Е.И. Буцкова, М.Ф. Гнездилов, Г.А. Каше, Д.И. Орлова, В.Г. Петрова, М.Е. Хватцев и др.). По данным М.Е. Хватцева число детей с недостатками речи в первых классах коррекционной школы достигает 80%, по данным Г.А.Каше, фонетические дефекты встречаются у 65% детей. Особенно распространёнными среди дефектов устной речи являются нарушения звукопроизношения.

Выводы:

Изучив особенностей психического развития, особенностей познавательных процессов, особенностей речевого развития, делаем выводы: причинами большой распространённости нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей являются следующие:

Первая причина. Общее недоразвитие познавательной деятельности оказывает своё отрицательное влияние на овладение звуковым составом речи. Эти дети не фиксируют внимание на звуковом оформлении слов, так как звуковая сторона речи является отвлечённым и неконкретным явлением, чем ёё содержание.

Вторая причина. Большое количество нарушений звукопроизношения определяется и недоразвитием фонематического восприятия, процесса дифференциации, различения фонем. Одним из важнейших условий формирования правильного звукопроизношения является чёткое восприятие фонем в речи окружающих. Чтобы научиться правильно произносить звук, надо его уметь отличать от всех других, в том числе и близких, оппозиционных звуков. Если же у ребёнка нет чёткого слухового образа звука, то он не имеет образца для подражания и не может контролировать своё произношение.

Третья причина. Недоразвитие как общей так, и речевой моторики. Формирование правильного произношения звуков речи невозможно без достаточного развития тонких, координированных, точных движений речевого аппарата, а у большей части умственно отсталых детей встречаются значительные нарушения общей и речевой моторики: параличи, парезы, гиперкинезы и т.д. Так как деятельность речеслухового и речедвигательного анализаторов тесно связаны, то эти нарушения отрицательно влияют на возможность акустического различения этого звука. Известно, что звук, который поздно появился в речи или неправильно произносится, плохо различается акустически. Это ещё более будет усугублять проявления косноязычия и определять стойкость нарушений звукопроизношений.

Четвёртая причина. Аномалии в строении артикуляторного аппарата: прогнатии, прогении, передние открытые прикусы, неправильное расположение зубов, высокое и узкое нёбо, толстый язык и т.д. затрудняют овладение произношением многих звуков, являются предрасполагающим фактором их искажения. Так, например, при переднем открытом прикусе многих переднеязычных звуков (т, д, н, с, з, ш, ж, ч, л) искажается, кончик языка просовывается между зубами, и произношение звуков становится межзубным. При прогнатии нижняя губа приближается к верхним зубам, произношение свистящих, шипящих, л-ль становится искажённым, губно-зубным. Таким образом, причины, обусловливающие нарушения звукопроизношения у умственно отсталых детей, сложны и многообразны.

умственный отсталость речь звукопроизношение

Страницы: 1 2 3 4 


Статьи по теме:

Эволюция школьного социогуманитарного образования и обществоведение
Трудный, противоречивый, многоплановый процесс становления российской государственности 1991-1999 гг. с его многовекторной направленность государственной образовательной политики, полностью отразился на структурно-содержательном аспекте школьного обществоведческого образования. Ни один цикл учебных ...

Анализ уровня развития толерантности у детей старшего дошкольного возраста
толерантность недоразвитие речь дошкольный Для проверки гипотезы и решения задач исследования нами была проведена опытно – экспериментальная работа, включающая в себя три этапа: 1. констатирующий 2. формирующий 3. контрольный В опытно-экспериментальном исследовании приняли участие 24 ребенка старше ...

Особенности развития речи детей с нарушениями слуха
Глухие дети, не имеющие дополнительных нарушений, к 6—7 годам достигают психического развития, по ряду показателей близкого к нормальному. Они хорошо владеют произвольной деятельностью, направленной на выполнение тех заданий, которые предлагает им взрослый и которые требуют от них сосредоточия вним ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru