Речевое развитие детей с умственной отсталостью

Страница 4

У этой категории детей отмечается большая распространённость нарушений фонетической стороны речи (Е.И. Буцкова, М.Ф. Гнездилов, Г.А. Каше, Д.И. Орлова, В.Г. Петрова, М.Е. Хватцев и др.). По данным М.Е. Хватцева число детей с недостатками речи в первых классах коррекционной школы достигает 80%, по данным Г.А.Каше, фонетические дефекты встречаются у 65% детей. Особенно распространёнными среди дефектов устной речи являются нарушения звукопроизношения.

Выводы:

Изучив особенностей психического развития, особенностей познавательных процессов, особенностей речевого развития, делаем выводы: причинами большой распространённости нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей являются следующие:

Первая причина. Общее недоразвитие познавательной деятельности оказывает своё отрицательное влияние на овладение звуковым составом речи. Эти дети не фиксируют внимание на звуковом оформлении слов, так как звуковая сторона речи является отвлечённым и неконкретным явлением, чем ёё содержание.

Вторая причина. Большое количество нарушений звукопроизношения определяется и недоразвитием фонематического восприятия, процесса дифференциации, различения фонем. Одним из важнейших условий формирования правильного звукопроизношения является чёткое восприятие фонем в речи окружающих. Чтобы научиться правильно произносить звук, надо его уметь отличать от всех других, в том числе и близких, оппозиционных звуков. Если же у ребёнка нет чёткого слухового образа звука, то он не имеет образца для подражания и не может контролировать своё произношение.

Третья причина. Недоразвитие как общей так, и речевой моторики. Формирование правильного произношения звуков речи невозможно без достаточного развития тонких, координированных, точных движений речевого аппарата, а у большей части умственно отсталых детей встречаются значительные нарушения общей и речевой моторики: параличи, парезы, гиперкинезы и т.д. Так как деятельность речеслухового и речедвигательного анализаторов тесно связаны, то эти нарушения отрицательно влияют на возможность акустического различения этого звука. Известно, что звук, который поздно появился в речи или неправильно произносится, плохо различается акустически. Это ещё более будет усугублять проявления косноязычия и определять стойкость нарушений звукопроизношений.

Четвёртая причина. Аномалии в строении артикуляторного аппарата: прогнатии, прогении, передние открытые прикусы, неправильное расположение зубов, высокое и узкое нёбо, толстый язык и т.д. затрудняют овладение произношением многих звуков, являются предрасполагающим фактором их искажения. Так, например, при переднем открытом прикусе многих переднеязычных звуков (т, д, н, с, з, ш, ж, ч, л) искажается, кончик языка просовывается между зубами, и произношение звуков становится межзубным. При прогнатии нижняя губа приближается к верхним зубам, произношение свистящих, шипящих, л-ль становится искажённым, губно-зубным. Таким образом, причины, обусловливающие нарушения звукопроизношения у умственно отсталых детей, сложны и многообразны.

умственный отсталость речь звукопроизношение

Страницы: 1 2 3 4 


Статьи по теме:

Проблема формирования патриотизма и гражданственности в среднем школьном звене
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения выделены три группы достижений школьников при освоении общеобразовательных программ: личностные (ценностные), надпредметные (компетентностные), предметные. При этом среди личностных достижений выделяются социальные, что еще р ...

Традиционно-педагогические методы изучения педагогической действительности
Традиционными принято называть методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки. Это методы, которыми пользовались Платон и Квинтилиан, Коменский и Песталоцци; применяются они в науке и поныне. К традиционным методам педагогических ...

Обследование состояния органов артикуляционного аппарата
Изучение состояния, органов артикуляционного аппарата включает обследование его анатомического строения и двигательной функции. Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата ученика 2 класса Гиздуллина Марата Кашиповича До обследования состояния артикуляционного аппарата проводило ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru