Одно из направлений деятельности педагога-организатора заключается в организации досуговой деятельности воспитанников. Понятие досуг восходит к временам античности. Аристотель, например, рассматривал досуг как явление наивысшего человеческого идеала, сопряженного с внутренним потенциалом человека и совершенствованием личности на основе обучения и воспитания. Слово «досуг» происходит от древнерусского «просуг» - возможность, способность, и чаще всего воспринимается как синоним понятий «свободное, незанятое время». А вот у В. Даля: «Досужий, умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела». Это определение ориентировано, главным образом, на выделение деятельности аспекта досуга. В таком контексте досуг можно понимать как вид человеческой деятельности. Существует несколько интерпретаций понятия «досуг»:
· Время, которым человек распоряжается по собственному усмотрению, не связанное с непреложными обязанностями, обязательствами;
· Свободное от учебы, работы время, которое может быть использовано для удовлетворения личных потребностей и стремлений;
· Часть жизненной среды человека, предназначенной для отдыха, преодоления усталости, утомления, восстановления физического и психического здоровья.
Макс Каплан считает, что досуг - это гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности, направленных на восстановление. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики.
Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми и подростками фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.Досуг также может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.
Едва ли не все определения, с одной стороны, подчеркивают многосторонность явления, с другой – неоднозначность и неопределенность трактовки. При этом, выявляя разные аспекты досуга, авторы связывают его с понятием «свободное время», что позволяет трактовать досуг по-разному.
Досуг – развлечение (раз+влечение). Влечение – корневое понятие. Это сильная склонность к чему-либо. Досуг есть влечение к разному.
До сих пор в школе можно встретить представление о досуге, как о чем-то «несерьезном», «второстепенном», «неважном» - в противоположность учению, общественной работе, труду. Такое отношение педагогов к досугу идет, скорее всего, от неспособности его понять, принять и организовать.
Досуг ребенка – мост в большой мир, он обеспечивает дополнительное образование, развитие, самовоспитание. Суть досуга – поддержать ребенка как человека и деятеля. Досуг для детей – всегда самореализация и самореабилитация. Это очень важные функции. Грамотно организованный досуг ребят – школа профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узкости, практической ограниченности, а не только профилактики правонарушений. Досуг – школа поддержки, одобрения любого ребенка.
Основные социально - педагогические потенциалы детского досуга:
· В досуговой деятельности дети сами предъявляют к себе все воспитательные требования взрослых, что и делает досуг сферой самовоспитания;
Статьи по теме:
Профессионально-педагогическое развитие учителя иностранного
языка
«Учитель – главная производительная сила общества» И.А. Зязюн. В условиях глобализации современных образовательных процессов, развитие компьютерных процессов обучения актуализируется проблема интенсивного изучения иностранных языков, национальных культур. В этих социокультурных условиях развивается ...
Виды логических операций
Логика, как самостоятельная наука оформилась в трудах греческого философа Аристотеля (384 - 322 г. до н.э.). Он систематизировал известные до него сведения, и эта система стала впоследствии называться формальной или Аристотелевой логикой. Формальная логика просуществовала без серьезных изменений бо ...
Методика преподавания художественной литературы в начальной школе.
Поурочные разработки с использованием различных методов и приемов
художественный литература преподавание школа Зима в изображении русских поэтов. С. Есенин "Поёт зима – аукает ." Цели: Развивать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения; показать изображение зимы в произведениях русских поэтов; учить чувствовать красоту и музыку поэтическог ...