Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.
Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.
Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным.
Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приобретается дошкольниками в ролевой игре. Так же существуют специальные игры, способствующие развитию этого качества.
Часто открытия рождаются при соединении казалось бы несоединимого. Например, долгое время казались невозможными полёты на летательных аппаратах, которые тяжелее воздуха. Сформулировать противоречия и найти способ его разрешения позволяет диалектичность мышления.
Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы.
Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышления. Психологи провели ряд исследований и, установили, что механизм диалектического мышления функционирует в народном и научном творчестве. В частности анализ трудов Выгодского показал, что выдающийся русский психолог постоянно использовал этот механизм в своих исследованиях.
Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте являются:
1. Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении;
2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия;
3. Формирование умения разрешать противоречия;
И еще одно качество, формирующее творческое мышление - это системность.
Системность – это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития.
Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему.
Системность мышления развивается корректным анализом систем и специальными упражнениями. Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте:
1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему развивающеюся во времени;
2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален.
Статьи по теме:
Знаки препинания
В школе изучают 10 знаков препинания. С членением предложения связаны классы знаков препинания: 1) одинаковые в позиции середины предложения (, ; – : … в функции разрыва предложения); 2) парные (двойная запятая и двойное тире, скобки и кавычки) с членением текста связаны классы знаков препинания; 3 ...
Анализ различных подходов к исследованию самостоятельной деятельности
учащихся в процессе обучения
Проблема самостоятельной деятельности учащихся и средств ее организации в структуре урока имеет свою богатую историю и свои традиции в теоретическом освещении и реализации ее основных положений в практике работы школы. Первое направление начинается с глубокой древности. Его представителями можно сч ...
Основные проблемы и перспективы реализации Национального
проекта «Образование»
Несмотря на ряд позитивных сдвигов, пока еще нельзя говорить о том, что процесс модернизации образования удовлетворяет общество. В данном направлении выявились некоторые проблемы. Среди насущных проблем Новосибирской области в сфере образования можно выделить следующие: Во - первых, можно обозначит ...