Возрастной период 10-12 лет заключает в себе большие возможности для развития полноценной личности.
Именно на границе перехода от младшего школьного к подростковому возрасту решаются специфические задачи личностного развития и взросления человека, идет интенсивное усвоение культурных ценностей, определяющих в дальнейшем его главные жизненные предпочтения.
Известная «неуправляемость» детей данного возраста сочетается с особой восприимчивостью и поведенческой гибкостью, открытостью для сотрудничества и, вместе с тем, достаточной интеллектуальной зрелостью, что позволяет взрослым (учителям и родителям) строить отношения с ними на основе диалога, на принципах партнерского общения.
Основные признаки происходящих с младшими подростками изменений описаны в известном исследовании Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой и касаются:
· учебной деятельности, которая приобретает смысл как деятельность по саморазвитию и самосовершенствованию;
· общения с товарищами, которое становится «особой формой жизни подростка» и выступает как деятельность по установлению близких отношений в коллективе;
· взросления как новообразования младшего подросткового периода – специфической формы самосознания, социального по своей природе и проявляющегося в «чувстве взрослости»;
· овладения этическими нормами поведения, специфика которого связана с понятием качеств «хорошего товарища», оцениваемых в отношении себя самого. Это также указывает на новый этап в становлении самосознания подростков.
Об основных изменениях и искажениях в самосознании, проявляющихся в снижении уровня самооценки, появлении депрессивности, застенчивости говорится в исследовании Р.Симмонс, М. Розенберг и Ф. Розенберг.
По мнению авторов, основные изменения приходятся на периоды от 8 до 11 и от 12 до 14 лет. Каков же характер самосознания в период от 11 до 12 лет (и в более широком возрастном интервале – от 10 до 12 лет), остается невыясненным.
В периодизациях детского развития (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин) ведущей деятельностью в данный возрастной период считалась собственно учебная деятельность. Г.А. Цукерман, предполагает, что в возрастном периоде от 10 до 12 лет учебная деятельность, исключая чисто познавательный аспект обучения, выступает преимущественно как деятельность по самопониманию, а затем, на стадии более зрелого подросткового возраста, преобладает деятельность по установлению доверительно-дружеских отношений со сверстниками.
За рубежом и в нашей стране изучение самосознания младших подростков осуществлялось последовательно с разных точек зрения и касалось разных его аспектов. Так:
· о решающем значении становления субъектной составляющей
самосознания в возрасте между 10 и 12 годами говорится в исследовании Damon W., Hart D.;
· о ведущей роли познавательных механизмов в оформлении образа Я – так называемых когнитивных схем самопрезентации – свидетельствуют данные Siegler R., Liebert D.F., Liebert R.M.;
· соотношению собственных восприятий образа Я с восприятиями его другими людьми, посвящены исследования Erickson E.; Johnson M.; Давыдова В.В., Слободчикова В.Н., Цукерман Г.А.; Эльконина Д.Б.;
Путь, на который вступает ребенок, покинув начальную школу, полон трудностей: самое главное, он должен суметь установить множество взаимосвязей с разными учителями-предметниками и со сверстниками, но для этого он должен обрести свое новое Я, отличное от детского, формируя его собственными усилиями в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Процессом, с помощью которого подросток может выдержать подобное испытание, выйти из кризиса и восстановить душевное равновесие, является переживание как внутренняя работа, внутренняя деятельность по поиску собственной идентичности.
Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для детей зримым показателем их взросления. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.
Статьи по теме:
Формы организации учебного процесса
Все формы организации процесса обучения делятся на общие и конкретные. Общие формы не зависят от конкретных дидактических задач и определяются только структурой общения между обучающимися и обучаемыми. Таких форм 4: индивидуальная, парная, групповая, коллективная. Обучение – это общение между обуча ...
Особенности зрительного восприятия детей с нормой и нарушениями зрения
зрительный восприятие анализатор амблиопия Развитие и использование зрительного восприятия в обучении слепых детей с остаточным зрением и слабовидящих является в настоящее время коренной проблемой тифлопсихологии и тифлопедагогики. Исследовав и изучив множество источников и работ таких исследовател ...
Этапы работы над грамматическим материалом
Требования к обучению грамматике в свете коммуникативно-функционального подхода сводятся к следующим принципам. Материал для обучения грамматике должен отражать естественное использование языка в общении без искусственных примеров и надуманных ситуаций; В учебном материале следует четко выделять фо ...