К уже существующим целям в сферах деятельности, в сфере общения, в сфере самосознания, добавились новые: цели формирования человека-гражданина, интегрированного в современное общество, воспитания гражданственности и любви к Родине, уважение к правам и свободам человека.
4. С разработкой в 1999 г. Концепции обществоведческого образования2 синтезированные цели наконец-таки приобрели стройный вид. Они развернуто представлены в объяснительных записках к учебным программам. Отметим среди них наиболее общие, такие как воспитание гражданственности, включающей в себя и любовь к Родине, и уважение к закону, и понимание общественного устройства, и способность сознательно использовать конституциональные права и свободы, и социальную ответственность за свои поступки, и готовность следовать общепринятым нормам и принципам, как приобщение к национальной и мировой культуре, как создание предпосылок для самореализации личности.
Однако, анализируя блок социально-ориентированных целей, мы находим их внутреннюю противоречивость. Ее можно обнаружить как на уровне официальных государственных документов (в частности в законе об образовании), так и в авторских интерпретациях к своим курсам (концепции, объяснительные записки к программам, вступительные части к учебным пособиям). Вот некоторые из этих целевых антиномий:
- приоритет личностного начала, рассмотрение человека, его прав, свобод и интересов как высшей ценности - установка на оценку социальной общности (семьи, нации) как ценности, превосходящей значение отдельной личности;
- стремление развивать у школьников способность принимать самостоятельные решения, брать ответственность на себя - нацеленность на развитие чувства корпоративности, готовности к совместным коллективным действиям;
- реабилитация устремленности к личному благу и индивидуальному преуспеванию — воспитание в духе служения общему делу;
- воспитание в духе идей естественного права — формирование законопослушных граждан, готовых подчиняться любому государственному авторитету;
- формирование научной картины мира, выработка отношения к науке и научному знанию как высшим цивилизационным достижениям - развенчание всесильности рационализма, акцентирование возможностей иных системообразующих начал (традиции, религиозные ценности) и др.;
Очевидно, что в сознании многих людей причудливым образом сочетаются возрождаемые традиционные ценности народа, пропагандировавшиеся в советское время, и либерально-демократические ориентиры западной цивилизации, приводящие к неустойчивости проектирования целеполагания в «идейно нагруженном» предмете - обществознание.
Что касается второго компонента - педагогически-ориентированных целей, то 1990-е гг. прошли под знаком отсутствия официально признанного государственного образовательного стандарта, а также мучительных поисков ценностных ориентации общества, что определило неустойчивость, вариативность, многофакторность обществоведческих целеполаганий.
Таким образом, ясных, точных, внятных и определенных образовательных целей государственная система выработать для обществоведческого образования не смогла.
Общеизвестно, что для достижения целей в каждом учебном предмете используются присущие ему средства. Главным из них является его содержание.
Школьное обществоведение несет учащимся такие элементы мировоззренческой, экологической, политической, правовой, нравственной, экономической культуры, какие не может дать ни один другой учебный курс. Это прежде всего научные знания о человеке и обществе, педагогически целесообразно отобранные из целого ряда общественных наук: социологии, социальной экологии, экономической теории, политологии, правоведения, культурологи, социальной психологии. Большое значение имеет философский компонент обществоведческого образования: начала философской антропологии, социальной философии, теории познания, этики. Иными словами, основой содержания курса является не идеология, как в недалеком прошлом, а общественные науки.
Статьи по теме:
Ягеллонский университет: европейское образовательное пространство
Взаимосвязь традиций и новаций - наиболее яркая особенность одного из старейших (год основания - 1364) учебных заведений Европы Ягеллонского университета в Кракове. Это заметно не только по архитектуре зданий университета, среди которых и заложенный еще в 1400 году Collegium Maius, и современные уч ...
Развитие культуры и образования в период феодальной раздробленности и
культурной изоляции
В XIV—XV вв. в среде посадского населения Новгорода, Пскова, а затем и Москвы появляются еретические движения, получившие название движения стригольников и жи-довствующих. Основателем первого являлся дьякон Карп, бывший, по-видимому, одновременно цирюльником. О взглядах стригольников можно судить п ...
Стимулирование образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные
образовательные программы
Конкурс инновационных образовательных программ общеобразовательных учреждений проводился в 2006-2008 годах в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Конкурсный отбор проводился специально созданными конкурсными комиссиями при участии родителей, ассоциаций выпускников, пр ...