Методы, приемы и формы повторения

Страница 7

Задание фиксирует не только результат, но и сам процесс решения. Это может обеспечиваться либо необычной формой записи, либо сопоставлением результатов решения серии задач, различающихся исходными данными.

Структура, содержание и форма повторения не воспроизводит предыдущие обучающие и тренировочные задания, а предлагает оригинальные задания, ориентированные на конструирование собственных способов учебной работы.

Серии заданий на один и тот же материал ориентированы на выявление индивидуальных особенностей каждого ученика. С этой целью представлены задания различного характера. Это позволяет выявить и преодолеть стереотипы учебного опыта учащихся.

Задания построены с учетом возможных типичных ошибок и трудностей учеников, характерных для любого этапа работы над задачей, начиная с анализа ее условий и заканчивая контролем полученных результатов.

Организован самоконтроль и самодиагностика - наличие верных ответов для наиболее сложных заданий.

Для проведения самоконтроля и самодиагностики при решении задач по теме «Логика высказываний» (задачи к данной теме находятся в приложении Д) учащийся может воспользоваться обучающей программой «Логика» (приложение Е), которая помогает проверить свои знания по данной теме.

В педагогической литературе неоднократно подчеркивалась необходимость разнообразного повторения. Несмотря на это, многие учителя, включая в домашнее задание повторение, ограничиваются стереотипным требованием: повторить такой-то параграф. Подобные задания нацеливают учащихся на однообразное повторное чтение текста учебника, совершенно неэффективно. Более того, ученики, как правило, не выполняют таких заданий, когда просто перечисляются параграфы для повторения. Иногда учащийся не хочет повторять, так как ему кажется, что материал он знает, а часто потому, что забытое ассоциируется в его сознании с неинтересным. Следовательно, такой вид повторения не повышает уровня знаний учащихся и отрицательно сказывается на их воспитании. У них вырабатывается привычка выполнять задания частично, непунктуально. В арсенале учителя имеется множество приемов, позволяющих разнообразить повторение. Сущность этих приемов состоит в том, что вместо задания повторить материал предлагается составить план, сравнить, установить связь с другим материалом и т. д.

Планируя домашнее задание, учителю желательно учитывать закономерность, отражающую факты появления отрицательных эмоций при чрезмерном увеличении объема задания. Его объем не должен быть большим. Целесообразно всегда четко указывать, что надо твердо знать, а что достаточно прочитать, просмотреть или пропустить. К сожалению, эта рекомендация соблюдается редко. Учащимся задают много материала, особенно в связи с повторением — по 3—5 параграфов из учебника сразу, не выделяя в них основного материала. Задания такого большого объема учащиеся выполняют неохотно, а некоторые — недобросовестно. Так они постепенно привыкают недобросовестно относиться к своим обязанностям, и вместо воспитания нужных качеств у них формируются нежелательные черты характера.

Некоторые учащиеся при выполнении домашних заданий в первую очередь повторяют тот материал, который в этот день они изучали на уроках. Поскольку материал повторяется сразу, до окончания момента наиболее интенсивного забывания, то значительная часть этого материала, по закономерности Эббингауса, сохраняется в памяти. После повторения, по той же закономерности, материал забывается значительно медленнее, так как момент наиболее интенсивного забывания уже прошел. Накануне урока, к которому задан данный материал, учащимся остается только бегло его повторить. Остальные учащиеся готовят задание только накануне того урока, к которому оно задано. К этому времени, по закономерности Эббингауса, материал основательно забывается, и учащимся приходится тратить много сил на восстановление забытого. Очевидно, из этих двух способов первый эффективнее. Но его применяют только те учащиеся, кто привык к нему. Поэтому желательно формировать такую привычку у школьников: учитель объясняет, как организовать выполнение домашних заданий. Но одних рекомендаций недостаточно — нужен контроль, для этого достаточно периодически интересоваться на уроках, каким способом учащиеся готовят домашнее задание.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Статьи по теме:

Роль подвижных игр в развитии скоростно-силовых способностей у детей старшего дошкольного возраста
Одним из основных средств и видов деятельности в дошкольном возрасте является игра. Крупская Н.К. классифицирует игры с учетом степени самостоятельности и творчества детей в игре. Это игры с правилами, творческие игры, сюжетно–ролевые, подвижные, дидактические, настольно печатные, театрализованные. ...

Системный подход к обучению учащихся передовому производственному опыту
Успешное изучение передовой технологии и приемов труда новаторов производства в процессе профессионального обучения возможно при выполнении следующих условий: -содержательные и процессуальные аспекты обучения передовым методам труда должны быть тесно взаимосвязаны с системой профессиональной подгот ...

Методика проведения самостоятельной работы школьников с учетом индивидуальных интересов и потребностей
В дидактике установлено, что самостоятельная деятельность учащихся по приобретению новых знаний по собственной инициативе, сверх программы школьного предмета, возможна лишь при наличии серьезного интереса к предмету, увлечения рассматриваемыми проблемами, переходящего в познавательную потребность п ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru