Инструменты управления изменениями в организации представляют собой приемы и методы, которыми может пользоваться менеджер при осуществлении изменений.
Управляет изменением менеджер. Ему надо не только спланировать изменение, но и убедить исполнителей в целесообразности нововведения, в том, что оно принесет пользу, а также нейтрализовать действия противников изменения.
Анализ и описание изменений
Существенный вклад в анализ и описание изменений внес известный ученый – психолог Курт Левин. Он использовал подход, основанный на понятии "стабильность организации". При этом, говоря о стабильности организации, он подразумевал обеспечение равновесия двух сил: движущих и сдерживающих (рис. 3.).
При анализе расстановки сил особое внимание следует обратить на следующие моменты:
все ли силы вами учтены;
правильно ли вы организовали процесс анализа и отнесли к движущим или сдерживающим соответствующие силы;
правильно ли вы оценили мощность или важность этих сил;
как можно ослабить, или усилить их влияние.
Рис. 3. Поле сил.
Широко распространенными причинами сопротивления изменениям, а также разновидностями сдерживающих сил являются, например:
личный интерес – ожидание ущемления личных интересов при проведении изменений;
неправильное понимание – недоверие или низкое доверие либо скептическое отношение к этому новшеству;
иная оценка ситуации – наличие другой информации;
низкая способность к изменениям – пo-мнению сотрудников, у них отсутствует необходимая для этого квалификация.
Их опасения объясняются отсутствием умения, навыков.
Разновидности движущих сил:
высокий кадровый потенциал – творчество персонала, самореализация, саморазвитие;
личный интерес – понимание выгоды от перемен;
осознание назревшей необходимости перемен – невозможность продолжать работу без внесения изменений либо по внутренним, либо по внешним причинам.
Выбор стратегии преодоления сопротивления
Нововведения очень часто встречают сопротивление, активное неприятие. Задача менеджера – преодолеть их с наименьшими потерями. Эффективный менеджер при проведении изменений должен сочетать различные стратегии, оценивая конкретную ситуацию. Выбор стратегии преодоления сопротивления во многом зависит от расстановки и соотношения движущих и сдерживающих сил, от уровня, на котором происходят перемены, и от других факторов.
Образование и общение – наиболее распространенный путь преодоления сопротивления, который заключается в предварительном информировании персонала о предстоящих переменах, новациях в организации, что позволяет осознать необходимость и логику, связанную с предстоящими изменениями (обсуждения, дискуссии и т. д.).
Участие и вовлеченность – вовлечение потенциальных противников перемен на определенном этапе проведения изменений. Но для этого нужны такие условия, как полная информированность, необходимые полномочия и т. д. Помощь и поддержка – предоставление возможности овладения новыми умениями и навыками. Такой подход особенно эффективен, когда в основе сопротивления лежат страх, беспокойство, неуверенность. Однако он требует больших затрат времени и средств на реализацию.
Статьи по теме:
Психолого-педагогическая характеристика детей с амблиопией
В практике работы дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушением зрения до настоящего времени остается слабо разработанной проблема организация коррекционно-развивающей работы с учетом индивидуальных особенностей развития познавательных возможностей каждого ребенка. Дошкольный возраст ...
Фасилитация в профессиональном образовании
Сегодня общество по целому ряду обстоятельств (экономических, финансовых, кадровых и т.д.) столкнулось с совершенно новой ситуацией в образовании. Возникла необходимость изменения условий, форм и механизмов учения, особенно в профессиональной сфере. С этой точки зрения становится интересным открыто ...
Психологические закономерности обучения детей-сирот на уроках географии
Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. Естественно-географический цикл в системе образования позволяет: расширяет общий кругозор детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывает ребёнка в духе гуманизма и патриотиз ...