Система работы по развитию зрительного гнозиса у детей дошкольного возраста с амблиопией

Аналитическое образование » Система работы по развитию зрительного гнозиса у детей дошкольного возраста с амблиопией

Развитие и использование зрительного восприятия в обучении слепых детей с остаточным зрением и слабовидящих является в настоящее время коренной проблемой тифлопсихологии и тифлопедагогики.

Проблема исследования и компенсации нарушений зрительного восприятия детей- инвалидов по зрению чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере их медико - психолого- педагогической реабилитации. По данным Всемирной организации здравоохранения, в последнее десятилетия во всех странах мира качественно и количественно изменился состав контингента детей с нарушениями зрения.

Зрительный анализатор - сложная нервно-рецепторная система, состоящая из периферического отдела, сетчатки, зрительного нерва и зрительного центра.

С помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени удаленности. За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Помимо врожденных отклонений отмечается увеличение числа хронических заболеваний различных органов и систем. Особое место в детской патологии занимают нарушения зрения, которые могут привести к слепоте, остаточному зрению, ослаблениям или отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы. Чаще встречаются такие заболевания как: близорукость, дальнозоркость, косоглазие, амблиопия, астигматизм, нистагм. Самыми первыми учеными, занимавшимися детьми с отклонениями зрения были: Валентин Гаюи и Денни Дидро.

Формирование научной психологии связано с трудами Т. Геллера, М. Кунца, К.Бюрклена, П.Виллея, А.А. Крогиуса, В.С. Сверлова, М.И. Земцовой, Ю.А. Кулагина и др.

Необходимость и возможности компенсации нарушений зрительного восприятия у детей с глубоко поврежденным зрением обоснованы в трудах офтальмологов, нейрофизиологов, тифлопсихологов и тифлопедагогов, таких как Л.А Новикова, И.Г. Куман, С.Н. Федоров, Н.Н. Заслина и другие.

При нарушениях зрения у слабовидящих и частично видящих детей происходит сокращение и ослабление функции зрительного восприятия. Снижается точность, полнота и скорость восприятия, что замедляет и затрудняет узнавание предметов, объектов и их изображений, в этой области много работали Т.В. Никулина, Л.И.Плаксина.

Признание новых педагогических подходов и наличие широкой распространенности зрительных нарушений требуют оказание необходимой педагогической поддержки. Одним из приоритетных направлений в работе со слабовидящими детьми является охрана зрения, профилактика зрительных нарушений и развитие зрительного восприятия.

Как показали исследования А.Г. Литвак, Л.И. Солнцевой, Л.В. Рудаковой, В.А. Фиоктистовой, Зинченко, Украинской, Эидиновой, Романовой, А.И.Каплан, Л.И. Кирилловой, И.А. Ферфильфайн, А.В. Хватовой, слабовидение отрицательно сказывается, прежде всего, на процессе зрительного восприятия, затрудняя и замедляя его.

Наличие особенностей в познавательной деятельности слепых отмечали А.И.Скребицкий, А.М. Щербина, Ф.Цех.

Стремление развивать и совершенствовать зрительное восприятие детей дошкольного возраста со зрительными нарушениями определило выбор темы дипломной работы.

Объектом исследования является коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения зрения.

Предмет исследования -развитие зрительного гнозиса в работе с дошкольниками с нарушением зрения

Цель исследования: составить систему игр для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Заявленная цель конкретизируется в следующих задачах:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить особенности зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения

3. Подобрать игры и упражнения для развития у детей умения анализировать основные признаки предметов: форму, цвет, величину и пространственное положение.

В ходе исследования мы использовали следующие методы:

1. Анализ психолого-педагогической литературы.

2. Беседа

3. Диагностика детей с целью выявления особенностей зрительного восприятия

4. Анализ результатов исследования.

В структурном отношении данная работа состоит из:

- введения;

- двух глав;

- заключения;

- списка используемой литературы.


Статьи по теме:

Организация и методы исследования
По классификации Ю. К- Бабанского к первой группе методов (организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности) относятся следующие методы: — словесные, наглядные и практические (перцептивный чувственный аспект структуры познания); — индуктивные и дедуктивные, аналитические и синтетиче ...

Методы диагностики развития речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
Цель исследования: исследование понимания инструкции и цели задания; способность устанавливать опосредованные связи и пользоваться ими при воспроизведении; особенности логической памяти. Характер исследования усложняется тем, что ребенку необходимо сделать самостоятельный выбор средств опосредовани ...

Методика организации занятия обучения английскому языку с использованием учебных видеофильмов на уроках английского языка
Использование видеофильмов на уроке иностранного языка вносит разнообразие в учебный процесс, способствует активизации учащихся, повышает интерес к предмету. Видеофильм является эффективным средством развития навыков устной речи, и несомненно, способствует закреплению пройденного лексического, грам ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru