зрительный восприятие анализатор амблиопия
Развитие и использование зрительного восприятия в обучении слепых детей с остаточным зрением и слабовидящих является в настоящее время коренной проблемой тифлопсихологии и тифлопедагогики.
Исследовав и изучив множество источников и работ таких исследователей как: Плаксина Л.И., Никулина Г.В., Каплан А.И., Серпокрыл П. и др. можем начать работу по развитию зрительного восприятия, но для этого необходимо выяснить, каковы его особенности у нормально развивающихся детей, без отклонений, и у детей с нарушениями зрения.
Детей с нормой развития имеют свои характерные особенности зрительного восприятия.
В своих работах исследователи И.Г. Куман, С.Н. Федоров отмечали, что восприятие ребенка начинается с восприятия времени и пространства
- восприятие еще примитивно и своеобразно, и должно пройти еще много времени, прежде чем оно выльется в обычные для восприятия взрослых формы
- в своих исследованиях Трошин П.Я отмечал, что зрительное восприятие работает по примитивным принципам, внешний мир воспринимается примитивно, как нечто близкое, достижимое для ребенка
- сначала ребенок познает мир ртом, потом - руками, и уже затем зрение закладывает основные камни того здания восприятий, которое развертывается лишь в значительно более позднем возрасте
- вся картина мира у ребенка воспринимается не так, как взрослым, т.к. глаза и уши вступают в свое активное действие довольно поздно
- как отметил Л. Мартынов, дети не понимают удаленных предметов, т.е. стоящий вдалеке человек может восприниматься как маленькая кукла, а большой дом на далеком пригорке как кукольный домик
- ребенок воспринимает мир неустойчиво и вариативно
-для зрительного восприятия характерен эйдетизм, т.е. каждый воспринятый зрительно предмет у ребенка оставляет некоторое последействие
-воспринимая мир целостно ребенок вместе с тем часто теряет грань, отделяющую реальность от фантазии, настоящее от прошлого, существующее от желаемого
-по мере взросления восприятие дополняется прошлыми знаниями и жизненным опытом
-в работах К.Бюллера мы видим, что правильность восприятия проверяется в практике ребенка, и практика является основой восприятия
-все свойства восприятия (целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность, предметность, обобщенность) формируются и усложняются на протяжении долгого времени.
Изучив и исследовав работы многих известных педагогов и психологов мы видим, что зрительное восприятие у детей с нормой развития формируется и развивается на протяжении долгого времени. Необходимо тщательным образом следить за его формированием. И при каких либо отклонениях как можно скорее обратиться к специалисту.
После того как мы изучили особенности зрительного восприятия нормально развивающихся детей необходимо рассмотреть особенности у детей с нарушением зрения. Над этим вопросом много работали такие педагоги, психологи и исследователи как А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева, Л.В. Рудакова, В.А. Фиоктистова, Зинченко, Украинская, Эидинова, Романова, А.И.Каплан, Л.И. Кириллова, И.А. Ферфильфайн, А.В. Хватова:
- наблюдается зрительно - двигательно-слуховой тип восприятия
- избирательность зависит от узкого круга интересов
- малая дифференцированность
- слабость углубленного, организованного и целенаправленного анализа при восприятии
- ярко выраженная эмоциональность при восприятии
- снижена активность
-недостаточный чувственный опыт, следственно, слабо выраженная апперцепция
- замедленное сличение фигур
-замедленность, фрагментарность, нечеткость, искаженность изображений, фигур
- неправильное представление о картинах
- нарушение функций зрения (остроты, цветоразличения, поля зрения, бинокулярного зрения, глазодвигания)
- даже при серьезных нарушениях функций зрения тип восприятия не меняется, доминирующий – зрение
Статьи по теме:
Психолого-педагогическое обследование
Правильная и возможно более ранняя диагностика, своевременное отграничение сенсорных дефектов от интеллектуальных – необходимые условия для надлежащего комплектования специальных дошкольных учреждений и организации ранней коррекционной работы. Исходя из потребностей практики, мы излагаем критерии и ...
Современная языковая ситуация и проблемы речевой культуры
Культурологами, психологами, лингвистами, а также писателями и журналистами отмечается заметное снижение общего уровня речевой и коммуникативной культуры на рубеже XX и XXI вв. Состояние русской речи, особенно речи молодежи, вызывающее глубокую озабоченность не только у лингвистов и преподавателей- ...
Понятие "образовательное пространство" и его региональная интерпретация
Одной из особенностей российского общества конца XX — начала XXI в. является коренное изменение качества человека. Это существенно повлияло на состояние педагогической науки. Развивающееся общество, переживающее период перехода от ценностно-нормативной заданности к неопределенности, открытости жизн ...