- зрительный анализатор в зависимости от уровня остроты зрения и характера деятельности продолжает в той или иной мере принимать участие в процессе восприятия
- при ориентировке в большом пространстве аномальное зрение даже при очень низкой его остроте может занимать ведущее положение
- полное выпадение зрительных ощущений из процесса восприятия наблюдается только в случаях тотальной слепоты
- восприятие обладает всеми свойствами, при слепоте и слабовидении наблюдается редуцированность проявлений некоторых свойств восприятия
- избирательность ограничивается узким кругом интересов, меньшим эмоциональным воздействием объектом внешнего мира
- осмысление и обобщение образов осложняется недостаточностью чувственного опыта и снижением полноты и точности отображаемого
- как отмечали А.И.Скребицкий, А.М. Щербина, Ф.Цех, сокращается зона константного зрительного восприятия
- дефекты зрения приводят к тому, что в зрительном восприятии правильно отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки объектов, в связи, с чем возникающие образы искажаются и часто бывают неадекватны действительности
- как отмечали Л.А Новикова, И.Г. Куман, С.Н. Федоров, Н.Н. Заслина, нарушения функций зрения, затрудняя, ограничивая либо полностью, исключая возможность зрительного восприятия, неизбежно отражаются и на представлениях
- на завершающем этапе развиваются сложные формы зрительного восприятия и умения ориентироваться в макро- и микропространстве
- тогда же формируются навыки зрительного анализа и умения создавать, видоизменять, преобразовывать геометрические фигуры, ориентировка на листе бумаги
- несмотря на отмеченные выше специфические особенности, зрительное восприятие частично зрячих и слабовидящих в своих основных закономерностях протекает принципиально так же, как и в норме. (Земцова, Ю.А. Кулагина и др.)
- специфичность формирования зрительных образов
После того как мы рассмотрели особенности зрительного восприятия у нормально развивающихся детей и у детей с нарушениями зрения можем сказать, что каково бы ни было нарушение по своей сложности (за исключением тотальной слепоты) зрительное восприятие постоянно, хоть и в замедленном темпе, формируется и развивается, и остается одним из главнейших компонентов ознакомления с окружающим.
Статьи по теме:
Проблема оптимальных
сроков начала развития творческих способностей.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого р ...
Из истории юннатского движения в России
Становление юннатского движения способствовало развитию экологического сознания у ряда поколений нашей страны. Поэтому знание истории юннатского движения имеет определенную ценность для школьников современности. Основные исторические вехи юннатского движения отражены в журналах «Юный натуралист» и ...
Особенности художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте
Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему - сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств. Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием к потреб ...