- зрительный анализатор в зависимости от уровня остроты зрения и характера деятельности продолжает в той или иной мере принимать участие в процессе восприятия
- при ориентировке в большом пространстве аномальное зрение даже при очень низкой его остроте может занимать ведущее положение
- полное выпадение зрительных ощущений из процесса восприятия наблюдается только в случаях тотальной слепоты
- восприятие обладает всеми свойствами, при слепоте и слабовидении наблюдается редуцированность проявлений некоторых свойств восприятия
- избирательность ограничивается узким кругом интересов, меньшим эмоциональным воздействием объектом внешнего мира
- осмысление и обобщение образов осложняется недостаточностью чувственного опыта и снижением полноты и точности отображаемого
- как отмечали А.И.Скребицкий, А.М. Щербина, Ф.Цех, сокращается зона константного зрительного восприятия
- дефекты зрения приводят к тому, что в зрительном восприятии правильно отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки объектов, в связи, с чем возникающие образы искажаются и часто бывают неадекватны действительности
- как отмечали Л.А Новикова, И.Г. Куман, С.Н. Федоров, Н.Н. Заслина, нарушения функций зрения, затрудняя, ограничивая либо полностью, исключая возможность зрительного восприятия, неизбежно отражаются и на представлениях
- на завершающем этапе развиваются сложные формы зрительного восприятия и умения ориентироваться в макро- и микропространстве
- тогда же формируются навыки зрительного анализа и умения создавать, видоизменять, преобразовывать геометрические фигуры, ориентировка на листе бумаги
- несмотря на отмеченные выше специфические особенности, зрительное восприятие частично зрячих и слабовидящих в своих основных закономерностях протекает принципиально так же, как и в норме. (Земцова, Ю.А. Кулагина и др.)
- специфичность формирования зрительных образов
После того как мы рассмотрели особенности зрительного восприятия у нормально развивающихся детей и у детей с нарушениями зрения можем сказать, что каково бы ни было нарушение по своей сложности (за исключением тотальной слепоты) зрительное восприятие постоянно, хоть и в замедленном темпе, формируется и развивается, и остается одним из главнейших компонентов ознакомления с окружающим.
Статьи по теме:
Использования средств изобразительного искусства для развития воображения
Основной мотив творческой деятельности в начальной стадии ее формирования заключается для ребенка в самом процессе выражения чувств. Несколько позже ему свойственны сознательные поиски средств выражения, но у многих детей возникает разочарование в изобразительной деятельности, поскольку уровень их ...
Содержание и методика работы с детьми раннего возраста
по сенсорному воспитанию
Для того, чтобы раскрыть содержание данного параграфа, нам необходимо определить, что мы понимаем под терминами «содержание обучения» и «методика обучения», так, в электронном словаре мы находим следующее определение: содержание обучения – это система знаний, умений и навыков, которыми овладевают о ...
Понятия творчество и
творческие способности
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво р ...