На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
На сегодняшний день проблема гуманизации образования с целью детерминации гармоничного развития каждого имеет всеохватывающий характер. Последние два десятилетия психологи и педагоги активно ищут выход из ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности в современных условиях. Активно ведутся разработки новых образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих оптимальные пути гармонизации личности с окружающим миром.
А формировать личность и художественно-эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Л.Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему исследования: «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».
Исходя из актуальности данной темы, определяется цель дипломной работы, заключающаяся в разработке дидактического обеспечения художественно-эстетического воспитания дошкольников в рамках интегративной программы «Лингва».
Объектом нашего исследования является процесс художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, а предметом – программа обучения ручному творчеству (в контексте обучения иностранному языку).
Для реализации цели исследования мы выдвигаем следующую гипотезу: процесс художественно-эстетического воспитания дошкольников будет успешным, если будут реализованы следующие педагогические условия:
обеспечение программно-дидактическим материалом;
создание эмоционально-комфортной атмосферы обучения детей;
разработка технологии обучения детей ручному творчеству;
Проблема, объект, предмет и гипотеза определили постановку следующих задач:
изучение теоретической и практической литературы по проблеме исследования;
создание вариативной программы по художественно-эстетическому воспитанию детей (в рамках программы «Лингва»);
разработка технологии обучения детей ручному творчеству;
определение критериев и механизмов диагностирования динамики исследуемых качеств;
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по дошкольному воспитанию, художественно-эстетическому воспитанию);
экспериментальные (подготовка и проведение занятий по ручному творчеству);
эмпирические (наблюдение, беседы, оценка результатов ручного творчества);
Методологическую основу работы составили современные положения о становлении базиса культуры личности дошкольника, личностно-ориентированном воспитании, гармонизации системы отношений человека с миром (Л.С.Выготский, Д.А.Леонтьев, А.А.Мелик, Б.М.Неменский, Е.М.Торошилова, А.Н.Утехина); результаты педагогических исследований по формированию у дошкольников художественного вкуса, эстетического осознания прекрасного (Н.А.Вершинина, Н.М.Зубарева, Т.С.Комарова, Р.А.Мирошкина и др.).
Научная новизна и теоретическая значимость состоит в том, что определены пути художественно-эстетического воспитания на материале интеграции обучения иностранному языку и ручному творчеству; определены педагогические условия успешности художественно-эстетического воспитания.
Практическая значимость работы заключается в разработке альтернативной программы (в рамках программы «Лингва») и дидактического оснащения.
Апробация результатов исследования, результаты эксперимента и его анализ, а также некоторые теоретические положения данной работы докладывались на научных студенческих конференциях в 2007 г. и 2008 г.
Объем и структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Во введении обосновывается проблема исследования, указываются цель, объект, предмет, методы исследования и формулируется гипотеза.
В первой главе раскрывается содержание художественно-эстетического воспитания, выделены особенности дошкольного возраста, определены пути художественно-эстетического воспитания.
Вторая глава посвящена дидактической организации содержания обучения ручному творчеству.
Третья глава посвящена описанию эксперимента, его результатов и определению эффективности предлагаемой методики.
Для оценивания эффективности разработанной методики художественно-эстетического воспитания (на материале обучения детей ручному творчеству) разработаны критерии, определены уровни сформированности художественно-эстетических качеств.
Статьи по теме:
Содержание творческой работы
Основной идеей творческой работы стало выполнение двухфигурной композиции в технике барельеф, что на наш взгляд полно раскроет композиционные законы. С помощью творческой работы, мы еще раз показывали, красоту животного мира и великолепие животных в нём. Правдиво изображать натуру – это уметь конст ...
Работа ЗКРВР с военнослужащими различного вероисповедания
В общении и повседневной работе с верующими военнослужащими необходимо учитывать, что существует условное деление религиозности на следующие категории: 1. Ортодоксально верующие, хорошо знающие и неукоснительно соблюдающие требования вероучения, во всей полноте исполняющие религиозные заповеди и от ...
Основные организационные формы реализации здоровьесберегающих технологий на
уроках физической культуры
Организация учебной деятельности строгие дозированные физические нагрузки; использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся; учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств; построение урока с учётом динамичности ...